Новости культуры российских регионов
3 декабря 2012
Поволжье

В «Колесе» показали «Трамвай «Желание»

Премьерный спектакль, показанный в тольяттинском театре собрал полный зал.

 

Это уже третья премьера юбилейного, двадцать пятого сезона в «Колесе»: в сентябре здесь с успехом прошли премьеры «Аккомпаниатора» и возобновленной «Женитьбы».

Чеховские интонации

Спектакль по самой известной пьесе американского классика Теннеси Уильямса «Трамвай «Желание» был показан в день рождения основателя театра «Колесо» народного артиста Глеба Дроздова, ушедшего из жизни 12 лет назад. 27 ноября ему исполнилось бы 72 года. Наталья Дроздова, до недавнего времени занимавшая должность директора театра «Колесо», и приглашенный ею режиссер Продан Димов выбрали именно эту пьесу не случайно. Она была любимым драматургическим произведением Глеба Дроздова – к этой пьесе он обращался еще до своего тольяттинского периода, работая в Воронежском драматическом театре. Тот спектакль надолго запомнился зрителям.

Американский режиссер болгарского происхождения Продан Димов, несмотря на всю свою занятость (в США он ставит спектакли и преподает), с радостью откликнулся на предложение, поступившее из Тольятти. Здесь он человек не чужой. Выпускник Софийской театральной академии, он с 1990 по 1993 годы работал артистом в театре «Колесо» и был одним из любимых учеников Глеба Дроздова. Здесь же поставил свои первые спектакли. Это были пьесы театра абсурда – «Черная комедия» Питера Шеффера и «Лысая певица» Эжена Ионеско.

Нынешний спектакль, конечно же, получился совсем в другой стилистике. Многие знают пьесу «Трамвай «Желание» по киноверсии 1951 года американского режиссера Элиа Казана, роль Стенли в этом фильме сыграл Марлон Брандо. Кому-то памятна постановка в театре имени Маяковского со Светланой Немоляевой и Арменом Джигарханяном. Спектакль, поставленный Проданом Димовым на тольяттинской сцене, отличается от других версий прежде всего тем, что здесь часто возникают чеховские интонации.

Спектакль музыкален – так же как проза и пьесы Чехова. И не только потому, что в его канву время от времени вплетается медленный джаз (фортепиано и саксофон), который контрастирует с теми страстями, которые «кипят» на сцене. Музыкально, ритмично само построение сценического действия. Настроение спектакля постоянно меняется – то зал замирает, а то здесь вспыхивает смех. И грубость окружающего мира, и непостижимость человеческих чувств - все это передается в спектакле. А ключевой, на мой взгляд, становится фраза главной героини Бланш: «До чего же в жизни все перепутано…»

Видимо, желая обострить интригу, в начале спектакля режиссер показывает самоубийство молодого возлюбленного Бланш – то событие, которое во многом определило всю ее последующую жизнь.

В оформлении сцены, при всей ее заполненности предметами быта, большая степень условности. Сценическое пространство порой разделяется портьерой, и действие происходит параллельно по ту и другую ее стороны.

 

Сочувствие к Бланш

Режиссер ставил задачу, чтобы герои вызывали эмоциональный отклик у зрителей. Он прекрасно понимает, что традиции русского театра, как и русской литературы, основаны на сочувствии к героям, какими бы они ни были. Не случайно свои монологи персонажи этого спектакля порой произносят, словно обращаясь непосредственно к зрительному залу. В наибольшей мере режиссерскую задачу удалось выполнить Ирине Малышевой, сыгравшей роль Бланш. Хрупкая, ранимая, взбалмошная, порочная и несчастная, она неизменно вызывает сочувствие в зрительном зале. В игре Ирине Малышевой был тот «нерв», который заставляет верить ей как актрисе. Порой даже возникало ощущение, что идет бенефис этой актрисы, а другие артисты лишь подыгрывают.

Режиссер «вытащил» из пьесы и социальное начало. «События здесь происходят на фоне смены одного типа социальной жизни на другой. Нечто подобное происходит и в России, и это тоже может зацепить сегодняшнего зрителя», - считает Продан Димов.

Что дальше

При всей неровности актерского ансамбля спектакль можно считать удачей театра. Что будет дальше?

Пока театр «Колесо» переживает период смятения. Это связано с тем, что в театре недавно сменился директор. В последние дни свои должности оставили помощник художественного руководителя Олег Ринге (он, кстати, исполнил в премьерном спектакле роль Стенли), заместитель директора (также артист) Евгений Быков, начальник отдела маркетинга Вадим Мурнев. Пока неясно, будет ли Наталья Дроздова в дальнейшем художественным руководителем театра – по крайней мере, приказа об этом пока нет. Прима театра, до недавнего времени бывшая его руководителем, продолжает курс лечения, а трудовая книжка находится у нее дома. Спектакли с ее участием заменяются другими, и судьба их тоже пока остается неясной.

Неизвестно также, будет ли осуществлен проект, который готовился к юбилейному сезону – показать в 2013 году спектакли в тех российских городах, которые связаны с жизнью и деятельностью основателя театра «Колесо» Глеба Дроздова.

Как и ранее, нет в театре и главного режиссера. По какому принципу и кто в дальнейшем будет формировать репертуарную политику театра? Будет ли Наталья Дроздова работать здесь в качестве художественного руководителя? Появится ли в юбилейном сезоне у театра главный режиссер? Какие постановщики станут приглашенными режиссерами? Какими творческими проектами будет удивлять театр своих поклонников в дальнейшем? Будет ли, и каким образом, обновляться труппа? На эти вопросы пока нет ответа. Но будем надеяться, что через некоторое время они появятся.