Новости культуры российских регионов
3 декабря 2012
Поволжье

Пора, красавица, проснуться!

В ТЮЗе премьера – спектакль «Спящая красавица».

Юных зрителей, избалованных 3D-кинозалами и компьютерными играми, непросто завлечь в театр. Однако новая постановка Нижегородского ТЮЗа готова поспорить за зрительский интерес. Вернувшаяся в репертуар почти двадцать лет спустя «Спящая красавица» в постановке Елены Фирстовой получилась по-современному зрелищной, хоть по сути старой и доброй.

За судьбу найденной в волшебном лесу принцессы борются две ведьмы – светлая Бренвен (Диана Кононенко) и темная Модрон (Ирина Страхова). Злодейка проклинает младенца, а благодетельница не может проклятье отменить – только немного изменить. Веселый король с печальной королевой (Владимир Берегов и Татьяна Миронова) пытаются оградить девушку от людей и веретен, но от судьбы не уйдешь. Хотя в конечном итоге все будет зависеть именно от человеческой воли: спасти заснувшую принцессу призван принц (Никита Чеботарев), которого прислали в чужое королевство на перевоспитание, поскольку парень признан бездарным и никчемным. Так что выйти из спячки предстоит, прежде всего, герою, а не героине.

Вариант знаменитой европейской сказки от Чарльза Уэя, который режиссер предпочла прочим, отличается волшебной атмосферой, изобилием экзотических персонажей и ясностью идеи о борьбе добра со злом. Все это ТЮЗу без потерь удалось перенести на сцену.

Подвижные декорации, открывающие неожиданные ракурсы и тайники волшебного леса (сценограф Владимир Ширин); эффектная игра света и цвета; костюмы с выдумкой (художник Наталья Симакова); завораживающие рок-баллады с внятными текстами (музыкальное оформление – Александр Суворов, автор стихов – Елизавета Кошевая); заводные хореографические номера (балетмейстер – Владимир Игнатюк, балетмейстер-репетитор – Наталья Гуленко). Задумано все очень здорово – осталось довоплотить, исправив технические огрехи.

В восторг зрителей приводит полудракон-получеловек Грифф (Михаил Морозов) – обаятельное существо в причудливой «экипировке». Удивляют лесные жители с нечеловеческими интонациями и повадками. Настоящим триллером смотрятся появления Модрон; поистине прекрасной выглядит ее оппонентка; пластичным, почти осязаемым становится их противостояние. Фурор производит Король-паук (Олег Фаттахов) – киборг с потусторонним голосом и с паутиной из световых нитей. Помимо спецэффектов, есть в спектакле и интерактив, причем ненавязчивый: детский хор добровольно откликается на предлагаемые герою загадки.

Но все это изобретательное представление не имело бы смысла, если бы в центре была мумия, а не человек. Принцесса Дикая Роза (Анна Сильчук) отнюдь не выглядит унылой жертвой: это современная остроумная и зажигательная девчонка, с характером которой диссонирует уготованная ей мрачная участь, отчего и хочется соучаствовать в ее избавлении от чар.

Кроме того, не увлекаясь метафизикой (а сюжет к тому располагает), спектакль все-таки наглядно, в ярких образах, повествует о многом важном. И о происхождении зла (Модрен завидует и не может простить обиду), и о силе добра, и о смысле жизни, и о взрослении, и о воспитании.