Новости культуры российских регионов
3 декабря 2012
Центр

Музейный художник

В столице Черноземья открылась юбилейная выставка Ксении Успенской.

 Ее любят все, потому что очевидный талант нельзя не любить. Можно сколько угодно твердить о том, что о вкусах не спорят, но… Есть вещи бесспорные. И их художественная ценность не зависит от чьих-то вкусов, симпатий и антипатий. От политики, условно говоря, партии и правительства. И даже от веяний времени, как ни странно.

Ксения Николаевна Успенская. Художник от Бога. Живописец с тем безукоризненным чувством цвета, которое само по себе способно лечь в основу целой школы, стать наукой. Такой, по-настоящему уникальный, дар не приобретешь в штудиях, даже самых прогрессивных – с ним надо родиться.   Что и произошло девяносто лет назад...

Без регалий

Позавчера в  областном художественном музее им. И. Н. Крамского состоялось открытие юбилейной выставки известной воронежской художницы Ксении Николаевны Успенской, приуроченной к девяностолетию автора. Умышленно начинаю с официальной сводки, дабы не «забить» фактуру эмоциями, коих – с перехлестом…

Выставка, размещенная в зале постоянной музейной экспозиции, получилась камерной –  представлено не более 20 живописных произведений. Всего-то! Среди них  –  ранние работы художницы и недавно созданные картины. Думается, такой прием – показать творчество ретроспективно, собрав  в «узкий круг» вещи разных лет и заставить их соседствовать друг с другом, друг друга же «не перебивая»  – преследовал конкретную цель. А именно: показать и доказать, что есть художники вне возраста. Потому что они – художники всегда. А не молодые или пожилые люди. Последние-то чаще всего отказываются от активного творчества. Здоровье, дескать, не позволяет, или, опять же, несовпадение с современностью. Наш случай – обратный. Ксения Николаевна пишет с теми же усердием  и результатом, как и прежде. Рискну заметить, что это – признак не только настоящего творца. Но и – настоящей, с большой буквы, женщины: завоевана определенная планка – и уронить ее нельзя ни в коем случае. Отсюда в работах последнего периода (среди них – датированные 2012 годом) все та же красота и чистота, которые были присущи молодой художнице Успенской. И принесли ей известность не только в родной стране.

«Ее работы любимы ценителями живописи за яркую образность, эмоциональность, свободную живописность исполнения… высокая культура и тонкий художественный вкус… Ее произведения, репродуцированные в школьных учебниках, журнальных публикациях, на открытках, увидели большой мир…» Это – фрагменты высказывания об Успенской музейщиков, которые комплиментами, в общем, не разбрасываются. Много чего видели – знают, что с чем сравнивать, по каким критериям «судить» мастера. А еще подчеркивают: у Ксении Николаевны, имя которой стало знаком живописного качества, нет ни престижных званий, ни наград. Потому что «никогда не суетилась,  не проталкивала себя в обойму избранных…» Как в очередной раз показывает жизнь, отсутствие регалий не мешает «нажить» преданных поклонников, которых у Ксении Николаевны – уже целые поколения.

Повсюду жизнь и я

27 ноября 1922 года в Воронеже, в семье профессора Успенского родилась дочь Ксения. Способности, музыкальные и художественные, проявились рано, и девочка развивала их в музыкальном и художественном училищах. Потом под руководством Дейнеки училась на факультете художественной керамики  института декоративного и прикладного искусства. Работала в московском НИИ строительных материалов, на кафедре сельскохозяйственной архитектуры воронежского СХИ, неоднократно избиралась депутатом областного Совета. «В такой разносторонней деятельности, открывающей художнице взгляд на всевозможные проявления общественной жизни, можно усмотреть одну из причин того, что жанровая картина и портрет вошли в ее творчество в качестве постоянных художественных пристрастий», – считают специалисты. И объясняют, как эти пристрастия выражены.

– Для каждой работы найден точный, выразительный образно-живописный язык. Характеристику модели всякий раз убедительно дополняют жесты рук, поворот головы. Художница всегда внимательна к человеку, идет ли речь о портрете ученого (портрет отца «Лауреат Государственной премии профессор Н. Успенский), подростка («Белые лилии»), рабочего («Портрет столяра»). Неизменно очаровывают искренностью и обаянием детские портреты – таков, например, «Художник». В этой работе Успенская – в соответствии с видением ребенка – лишает картину иллюзорной объемности пространства, буквально детскими глазами воспринимая поверхность холста как конкретную плоскость. Маленький рисовальщик и неуемный фантазер, словно распахнув дверь в большой и сложный мир, застыл в милом недоумении…

Мое восприятие творчества Успенской совпадает с вышеизложенным один в один. И не только картинам благодаря; чисто человеческая определенность личности их автора – тоже еще какая величина! Помню, несколько лет назад брала у Ксении Николаевны интервью, в котором она призналась: боязно править уже готовые – будто бы – портреты. Не из-за опасения испортить, «записать», как я поначалу подумала. А потому, что созданные изображения уже воспринимаются живыми. «И подходишь к ним, – виновато улыбалась собеседница, – с неловкостью некоторой: не обидишься ли, мол, если я тебя еще чуть-чуть подправлю?»   Мне это признание сказало обо всем –  не было больше нужды пытать Ксению Николаевну насчет отношений с миром. Все ясно. Тут как у Заболоцкого: «Повсюду жизнь и я…»

Чего же боле?

– О нашем любимом художнике, Ксении Николаевне Успенской, говорить можно бесконечно, – выразил общее мнение на открытии вернисажа директор музея Владимир Добромиров. – Всякий раз вспоминается что-то новое: настолько богата творческая жизни этого человека. Я вот в процессе подготовки юбилейной выставки, общаясь с сыном Ксении Николаевны, вспомнил об интересной встрече. Однажды, будучи в Москве, зашел в багетную мастерскую. И туда люди принесли оформлять картину Ксении Николаевны – копийную, с ее знаменитого холста «Не взяли на рыбалку». Это та самая  картина, которая была опубликована в советском учебнике «Родная речь», по которому все мы учились. Я, конечно, спросил владельцев копии, откуда она у них. Купили, отвечают, в Саратове. А автора, интересуюсь, знаете? «Нет». Это, говорю с гордостью, воронежский художник Ксения Успенская… Вот такая история и такая популярность – неслучайная. Ксения Николаевна – художник музейный: в наших фондах хранятся 42 ее произведения. И мы могли бы абсолютно самостоятельно сделать персональную выставку Успенской. Но сама Ксения Николаевна захотела преподнести зрителю сюрприз – выставить вещи, которые прежде никогда не экспонировались.

А еще Владимир Дмитриевич передал фрагмент телефонного разговора с Ксенией Николаевной, объясняющий отсутствие автора на церемонии открытия. Терпеть не могу, призналась Успенская, когда выставка открывается – и художник тут же мотыляется. Вроде как вопросы ему какие-то задавать надо, о чем-то говорить. Зачем? Все, что хотел, автор уже сказал. В работах…

Грамотная позиция, умная и честная.  Выставка есть – чего же боле? Смотри в оба, настраивай душу и сердце на лирический лад, с которым так замечательно сосуществует художница Успенская – и будет тебе счастье.