Новости культуры российских регионов
26 ноября 2012
Поволжье

Солисты Большого театра в Самаре

Балет Чайковского «Лебединое озеро» стал первым спектаклем, который поставила на сцене Куйбышевского театра оперы и балета Алла Шелест.

 

Именно этим спектаклем открылся XII фестиваль, носящий имя великой русской балерины.

 

Согласно традициям

В главных партиях в балете «Лебединое озеро» выступили солисты Большого театра России Александр Волчков и Екатерина Шипулина. Педагог Екатерины Шипулиной - народная артистка РФ Надежда Грачева, которую Самара помнит по фестивалям прошлых лет. В один из своих последних приездов Надежда Грачева в паре с Александром Воробьевым также танцевала «Лебединое озеро».

Александр Волчков и Екатерина Шипулина – признанные прима и премьер, в их репертуаре ведущие партии в балетах «Жизель», «Лебединое озеро», «Легенда о любви», «Баядерка» и других. На совместные репетиции с самарской труппой был выделен всего лишь один день, но как признался Александр Волчков, сложилось очень приятное впечатление, и даже за этот небольшой срок успели прекрасно сработаться.

Самарская публика встречала овациями каждый выход московских солистов, но нельзя не отметить и артистов Самарского театра Дмитрия Пономарева в роли Ротбарта, который достойно выступил на одной сцене с солистами Большого, и Алексея Савина, виртуозно, как все свои партии, исполнившего партию Шута.

Традиционно сложилось так, что на шелестовском фестивале упор делается на питерцев, а сегодня, как становится ясно из афиши, на москвичей. Но это кажущееся изменение: полюбившаяся самарским зрителям по прошлому фестивалю Евгения Образцова только год назад перешла из Мариинки в Большой. 25 ноября Евгения будет танцевать главную партию в балете «Анюта». В партии Студента мы увидим Андрея Меркурьева, который также совсем недавно перешел в Большой театр из Мариинки. Так что приоритеты остались прежними.

 

Гости фестиваля

Особенностью нынешнего фестиваля стало повышение роли самарской труппы и коэффициента ее участия в спектаклях. Впервые главные роли в спектаклях будут полностью отданы нашим солистам. Например, сегодня в балете «Ромео и Джульетта» в главных партиях мы увидим приму нашей труппы Екатерину Первушину и премьера Виктора Мулыгина.

Гостем на этом спектакле станет президент Ассоциации европейских фестивалей Дарко Брлек. В 2011 году Фестиваль классического балета имени Аллы Шелест вошел в АЕФ, тем самым став частью международного культурного сообщества. В числе почетных гостей фестиваля главный редактор журнала «Балет» Валерия Уральская и руководитель балета Большого театра Сергей Филин.

Говоря об особенностях и приметах XII фестиваля, нельзя не упомянуть и об участии симфонического оркестра Самарского театра и его дирижерах. «Мне хочется, чтобы мои коллеги показали ретроспективу наших возможностей, – сказал главный дирижер и художественный руководитель театра Александр Анисимов. - Перед оркестром же стоит сложная задача - сыграть пять вечеров практически подряд. Причем заменить кого-то из музыкантов невозможно, каждый из них соответствует уровню, который предъявляют балетмейстеры и дирижеры».

 

Светлана Хумарьян, автор идеи, руководитель фестиваля:

- Фестиваль называется «Силуэты хореографических образов». Мы стремимся увидеть новые прочтения уже знакомых нам образов. И  гостям фестиваля это удалось. Обычно Зигфрид предстает сильным юношей, оберегающим Одетту. В интерпретации Екатерины Шипулиной мы видим другую Одетту – сильную духом. Зигфрид же Александра Волчкова – романтичный, трепетный, еще не имеющий жизненного опыта молодой человек. Что примечательно, Зигфрид идет на озеро не на охоту, как мы привыкли видеть, с арбалетом, а просто помечтать.

 

Кирилл Шморгонер , художественный руководитель балетной труппы:

 - Балетная труппа сейчас находится в трудной ситуации. Буквально с разницей в месяц мы выпустили две премьеры: «Павильон Армиды» и «Баядерку». График фестиваля тоже очень плотный, спектакли идут через день, на репетиции времени практически не остается. А нам необходимо быть на высоте, достойно аккомпанировать приглашенным солистам. Но на открытии наша труппа показала себя очень прилично. Сразу же после завершения фестиваля, 4 декабря, наша труппа уезжает в гастрольный тур по Европе, где мы должны будем дать около 40 спектаклей.