Новости культуры российских регионов
20 ноября 2012
Поволжье

Поговорим о музыке

Творческий портрет Надежды Сорокиной.

 

Надежда Сорокина — артистка хора Самарского академического театра оперы и балета, солистка камерного женского хора «Людмила». Именно на одном из концертов этого хора ее однажды я и услышала - в Самарском костеле. И потом очень долго любое исполнение «Аве Марии» Каччини ассоциировалось именно с ней. Вернее, каждый раз о ней напоминало, невольно возникало сравнение.

Конечно, играла большую роль и акустика костела, голос свободно взлетал, парил, проникая в неведомые медикам, но явственно ощутимые душевные глубины, заставлял замирать в неподвижности. Но позже хор выступал с этой же программой в кирхе, потом на сцене Дома актера - так в прошлом году хор «Людмила» под управлением Валерии Навротской отметил круглую дату — 25 лет. На концерте звучала и духовная музыка, и произведения советских и русских композиторов, но то, самое первое впечатление, родившееся на концерте в костеле, всякий раз возвращается, что бы ни пела Надежда.

Надежда Сорокина говорит, что для вокалиста  «Аве Мария» -  одно из самых сложных и коварных произведений. То, что кажется на первый взгляд простым - длинные ноты, которые тянутся и тянутся, на самом деле таит в себе многие опасности. Необходимо вытянуть эти ноты, донести верно до слушателя. «Я его исполняла наверное сотни раз, но всегда очень долго настраиваюсь, собираюсь и всякий раз испытываю внутреннюю дрожь», - говорит она.

В репертуаре Надежды самые разные произведения. И я задаю вопрос о любимых композиторах и жанрах. «Я много раз представляла себе — говорит Надежда, - как у меня будут брать интервью и зададут этот вопрос, но никогда не могла на него ответить. Мне нравится вся музыка, особенно если я начинаю над ней работать. Как только в мои руки попадают ноты или мне говорят: «Надо спеть», то я отвечаю: «Да, конечно, а что это за произведение?», и если оно не для тенора или баритона, то я начинаю заниматься и нахожу там свои плюсы, какой бы это композитор ни был. Современная это музыка или старинная, неважно, в влюбляюсь в то произведение, с которым в данный момент работаю. Хотя сейчас у меня тоска по зарубежной музыке. Мне хочется петь Верди, если камерное, то это Шопен, Шуман, Шуберт — романтики. Ощущаю нехватку этого репертуара, недопетость. Люблю Свиридова. У него музыка такая прозрачная, проникновенная, родная. Слонимского. Я пела целый цикл Слонимского на стихи Осипа Мандельшатама. Это из современных».

На своем сольном концерте в Доме актера, который состоялся уже после нашей встречи 13 ноября Надежда пела и Слонимского, и Глинку, Рахманинова и Дунаевского, концерт прошел в рамках «Ретро-клуба» и был проведен для ветеранов города. Как говорит сама Надежда: «Приглашают часто. А я стараюсь никогда не отказываться. Пела с «Виртуозами Самары», когда там дирижировал Климентьев. Часто выступаю в родной Академии. В недавнем концерте, с хором Академии исполняла также Качиневскую Аве Марию».

И еще. Выходит ли солировать Надежда Сорокина на авансцену, стоит ли в общем ряду хора, взгляд цепляется именно на за нее - статная, высокая, гордая, и в голове мелькает мысль: «Ну, конечно, солистка, так и должно быть». Надежда смеется: «Многие говорят: «Сорокина - такая важная, как звезда». Ну, а почему бы и нет? На недавних гастролях хора «Людмила» в Дании именно Надежда произвела огромное впечатление на зрителей. Хотя я, собираясь договориваться об интервью и ожидая прихода Сорокиной в Доме актера, вовсе не узнала ее. Гляжу - бегает по фойе, поднимается в зал с папкой нот сосредоточенная девушка, ничем не примечательная - оказалось, она. Поняла это, когда мы вместе зашли в кабинет директора театра «Актерский дом» Тамары Воробьевой. Это именно Воробьева и рассказала: «После концерта в храме Александра Невского в Дании я пошла погулять и вдруг слышу русскую речь — молодая пара, туристы. Познакомились, и они мне рассказываю, как оказались сегодня на концерте в храме Александра Невского, и какое там была чудесное исполнение, какой голос, а говорят как раз про Надежду. Я стою и улыбаюсь, они думают, что я не верю и начинают убеждать меня, что правда чудесный. Они очень тогда удивились, что мы из Самары».

«В Дании мне предлагали сходить на прослушивание, - говорит Надежда, - но я засомневалась. Я постоянно копаюсь в себе, одолевают вопросы: смогу ли? справлюсь ли? Но в последнее время уверенность неожиданно появилась. Может быть, сейчас я и смогла бы. Вы знаете, моя преподавательница в Академии, мне говорила: никогда никому не сообщай о своих ошибках и неудачах. Никогда не показывай другим, что у тебя что-то не получилась. Ты сама знаешь. Я тоже услышу, и наедине мы с тобой об этом поговорим. Окружающие этого знать не должны. И я этому советую следую. Спела и гордо удалилась. Чтобы ни произошло».

О планах на будущее, также как и о неудачах, мы говорить не стали. Вот планы реализуются, тогда и встретимся вновь.