Новости культуры российских регионов
20 ноября 2012
Поволжье

Для театра помощь и поддержка очень важны

Интервью с худруком Молодежного драматического театра.

 

Для МДТ - Молодежного драматического театра города Тольятти - 2012 год стал юбилейным. Театру исполнилось 20 лет. В самый разгар театрального сезона мы решили встретиться с директором и художественным руководителем Владимиром Коренным и поговорить о новых спектаклях, гастролях и планах на будущее.

- В октябре на VIII фестивале театров малых городов «Надежды России», который проходил в городе Вышний Волочек, ваш театр получил диплом за лучшую сценографию спектакля «Life-Life». Это ваш премьерный спектакль?

- Да, им открывался новый театральный сезон, а на премьеру приезжал из Москвы и сам драматург Глеб Нагорный. Конечно, режиссер Владимир Хрущев сильно сократил пьесу, она была более разговорная, подробная, в нашем варианте появилось больше динамики, но, что приятно, Глеб совершенно спокойно отнесся к такому вольному обращению с текстом.

- Динамика появилась во многом благодаря и сценографии. Пространство сцены постоянно трансформируется, стены вагона метро то разъезжаются, словно впуская внутрь и зрителя, то сужаются…  

- Автором сценографии также является Владимир Хрущев.

- Вышним Волочком ваши гастроли не ограничатся?

- Нас пригласили в Москву на международный фестиваль «Славянский венец», который ежегодно проходит на площадке «Театра на Перовской». В этом сезоне он будет проходить с 1 по 8 июня. Особенность его в том, что в течение 8 дней театры не только показывают свои спектакли, но и участвуют в мастер-классах, творческих лабораториях, имеют возможность посмотреть спектакли других театров. Такое редко бывает - как правило, после того как отыграют свой спектакль, коллективы уезжают с фестиваля. Кроме того, с «Театром на Перовской» мы договорились и о взаимных гастролях.

- То есть вы в Москву, а московский театр в Тольятти?

- Да. Мы едем туда в конце марта и везем 5 спектаклей - 3 детских и 2 взрослых, в том числе «Самоубийцу» Николая Эрдмана в постановке Владимира Хрущева и «Шкаф» Вадима Леванова, в постановке главного режиссера театра Дмитрий Квашко. А они к нам приедут в конце марта, тоже на неделю. Примерно за месяц я должен буду послать к ним своего администратора, а они к нам своего. Мы работаем на очень выгодных условиях: 30 процентов от сборов отдаем им и 70 - себе. И они также.

- А что будет с ценами на билеты? Все-таки в Москве и Тольятти уровень жизни и, соответственно, цены на билеты разные?

- Цены у них повыше. Но мы договорились. Такой ситуации, как с московскими гастролерами, когда привозят второсортные антрепризы, а цена на билеты от двух  с половиной до трех тысяч, не будет. Здесь совершенно другая история. И несмотря на то, что в Москве, у себя дома в «Театре на Перовской» цены составляют в среднем 900 рублей, театр готов пойти на снижение: 500 рублей будет стоить взрослый билет и 400 - детский. Хотелось бы, чтобы на московский театр смогли прийти нормальные люди. Если первый опыт взаимных гастролей пройдет удачно, это может стать традицией, что, конечно, очень важно для Тольятти, а для театра МДТ тем более.

- Что еще происходит в театре?

- Неделю назад мы вернулись из Димитровграда, где проходила фестивальная неделя «Театральный Димитровград», в которой приняли участие много коллективов из Ульяновска и Ульяновской области, из Татарии, Пензы. Мы приехали на фестиваль со спектаклем «Лекарь поневоле», им и завершали театральную неделю. И приятно, что наш театр узнают, очень хорошо о нас говорят и приглашают еще. Мы уже показали достаточно много спектаклей в Димитровграде на сцене драматического театра, в котором площадка небольшая, чуть меньше нашей. И сейчас договорились с начальником департамента культуры о дальнейших гастролях, но уже на сцене Дворца культуры, куда мы сможем вывезти большие спектакли. Повезем «Life-Life», может быть, вывезем «Самоубийцу». Но «Самоубийца» — сложный спектакль. Очень интересный, но зритель знаете как реагирует на название? «Нет! Нет! Даже и не предлагайте. На это мы не пойдем!». Многие в Тольятти и не знают, кто такой Эрдман, а когда речь заходит о самоубийстве, то срабатывает защитная реакция. Зритель не хочет впускать в себя негатив. И как бы администратор ни рассказывал, что на самом деле это очень позитивно и весело, никто не хочет слышать. А на «Укрощение строптивой» валят. Переаншлаги у этого спектакля. Спектакль Виктора Ольшанского «Хапун» в постановке Владимира Хрущева всегда прекрасно принимают. Кстати, в том же Димитровграде нас увидела начальник департамента культуры, подошла и говорит: «Можно я вас поцелую?» Я говорю: «А за что?» «У вас такой спектакль замечательный - «Хапун». Он не претендует на какие-то награды. Мы его возили на фестиваль малых городов в Балаково, и нам уже прочили первое место, но спектакль не вошел в формат. При этом нас тут же пригласили в качестве почетных гостей открыть Первый международный фестиваль «Театральный АтомГрад», это было в прошлом году, в Димитровграде. Кстати, на будущий год в «АтомГраде» будут уже участвовать театры из Японии, три золотомасочных спектаклях, то есть уровень высокий. А возвращаясь к нашему «Хапуну», за который целуют и по которому нас узнают в других городах, то это непритязательный, несложный спектакль, что, наверное, нашему зрителю сейчас и надо.

- Зритель идет в театр за развлечением?

- Зритель не любит, когда его перегружают. Есть публика, которая понимает и спокойно идет на сложные спектакли. Но в основном люди не хотят задумываться. Поскольку для меня это стало ясно давно, то я понял и другое: в любую комедию можно вложить достаточно серьезный смысл. Спектакль «Плачу вперед», которому уже очень много лет, я начал ставить еще до того, как увидел его с Боярским в главной роли. Если бы я увидел его раньше, то не стал бы даже читать пьесу. Мне показалось все каким-то пошлым, но мы неожиданно вытащили из комедии не просто любовный четырехугольник, а судьбу актера, мечту его. И вы знаете, как сложилось интересно? Там есть монолог, в котором звучат слова: «Я хочу создать театр. Театр, чтобы радовал и развлекал...» Потрясающий монолог, который вначале хотели выкинуть. Я тогда сказал: «Да ради этого монолога - весь спектакль». А потом так сложилась судьба, что я создал театр.

- А где шел этот спектакль?

- Этот спектакль стал в свое время первой в городе антрепризой. Играли на разных площадках.

- Кто были ваши партнерши по сцене?

- Вы знаете, сколько «жен» там у меня было? В этом спектакле играли замечательные актрисы, в том числе и Наталья Дроздова, играла там Ольга Шебуева... Но в виде антрепризы он существовал не очень долго. Появились свои сложности с бухгалтерией, как все это проводить официально... и в конце концов все распалось. Потом, когда я пришел уже в театр, восстановил его, и он благополучно идет на сцене МДТ по сей день. И зритель идет на него очень хорошо. Но все это я говорил к чему? Самую, на первый взгляд, неглубокую пьесу можно так сыграть, что люди будут плакать и смеяться. А когда зритель плачет, а потом смеется или наоборот, то появляется такая «штучка» в душе, которая и называется - катарсис. Душа очищается.

- Я слышала про вашу идею организовать фестиваль памяти Вадима Леванова.

-  Эта идея у нас возникла давно. В нашем театре уже идут два спектакля по пьесам Вадима, это «Шкаф» и «Разбитое стекло». Относительно проведения фестиваля я уже связывался и с Олегом Лоевским — это эксперт театрального фестиваля «Золотая Маска», связывался с коллегами из Москвы, с теми, кто хорошо знал Вадима. Все откликнулись и готовы помочь в организации и проведении фестиваля. Я слышал, что и в Самаре витает такая идея. В феврале у Вадима Леванова день рождения, но что-либо грандиозное мы не успеем сделать. Но, возможно, это будет вечер памяти. С чего-то надо начинать.

- 2012 год для вас юбилейный. Театру 20 лет. Подарки уже получили?

- Да, министерство культуры Самарской области нам выделяет 10 миллионов рублей, которые пойдут на ремонт второго зрительного зала, более вместительного, чем первый. И для театра такая помощь и поддержка очень важны.