Новости культуры российских регионов
15 ноября 2012
Северо-Запад

Праздник обаятельного циника

С 28 ноября по 2 декабря 2012 года в кинотеатре «Аврора» в Санкт-Петербурге пройдет «Фестиваль американского кино: Хамфри Богарт» - первая в России ретроспектива фильмов культового американского актера.

Именно таким образом организаторы фестиваля, Генеральное консульство США в Санкт-Петербурге и Международное фестивальное агентство Tour de film, решили отметить 70-летний юбилей легендарного фильма «Касабланка». 

Впервые на большом экране фильмы с участием Хамфри Богарта, одного из известнейших в истории кино актеров, создавшего образ обаятельного циника с благородным сердцем и пистолетом за пазухой, игравшего с лучшими кинозвездами своего времени — Ингрид Бергман, Одри Хепберн, Лорен Бэколл,  Барбарой Стэнвик  и многими другими.

Фестиваль откроет 28 ноября в 19:00  легендарная  «КАСАБЛАНКА» – обладатель трех «Оскаров» и один из самых известных фильмов в истории кино, чье очарование не теряется с годами, несмотря на 70-летний юбилей. Никто из создателей не предвещал картине такого грандиозного успеха — «Касабланка» должна была стать одним из сотен проходных голливудских фильмов, в спешке выпущенным в прокат всего через несколько недель после высадки союзных войск в одноименном африканском городе. Однако живой и продуманный сценарий, чередовавший трогательные любовные сцены с эпизодами, полными напряжения и интриги, множество интереснейших персонажей второго плана, а главное, великолепные Хамфри Богарт и Ингрид Бергман в роли влюбленных, ненадолго обретающих друг друга после трагической разлуки, сделали «Касабланку» культовым произведением, разошедшимся на цитаты.

Став известным, когда ему был уже сорок один год, Богарт навсегда вошел в историю кино как один из самых харизматичных, талантливых и стильных голливудских актеров. За спиной у него была неудачная театральная карьера, однотипные роли гангстеров во множестве проходных фильмов, конфликты со студией Warner Brothers, несколько распавшихся браков, но, несмотря на все провалы, отсутствие актерского образования и не самую типичную для кинозвезды внешность, Богарт продолжал с упорством стремиться к признанию. В 1941 году ему досталась главная роль в фильме «Высокая Сьерра», поставленном по сценарию Джона Хьюстона; чуть позже Хьюстон дебютировал как режиссер картиной «Мальтийский сокол», которая принесла исполнителю главной роли Богарту первую настоящую славу, стала основоположником жанра «нуар» и дала начало продолжительному творческому союзу Богарта и Хьюстона. Из их совместных фильмов в программе фестиваля представлены шпионский триллер «Через океан» и «Ки Ларго», четвертая и последняя картина из числа тех, в которых Богарт предстает на экране в паре со своей женой, неотразимой Лорен Бэколл.

Подлинное признание и культовый статус Богарту принесла главная роль в мелодраме «Касабланка». Картина был снята в период Второй мировой войны и сразу стала успешной, а с годами приобрела статус одной из лучших в истории Голливуда. Богиня удачи Фортуна подарила Богарту не только первоклассные роли, славу и деньги, но и личное счастье: на съемках фильма «Иметь и не иметь» он встретился с Лорен Бэколл, которая стала ему верной женой, персональным менеджером и прекрасной партнершей во многих фильмах. На фестивале их любовный дуэт прозвучит в потрясающих нуарах «Глубокий сон» и «Ки Ларго».

Обладая широким актерским диапазоном, Богарт, тем не менее, в самых известных своих ролях развивал и оттачивал главный образ уставшего от жизни язвительного циника, за чьим непроницаемым лицом и холодным юмором скрываются чувствительность и уязвимость. «Плохой парень» с нежным сердцем, сохраняющий самообладание и достоинство в любой ситуации, с одинаковой легкостью обращающийся с пистолетом и соблазняющий женщин — устоять перед таким героем невозможно до сих пор. Богарт был неподражаем в мелочах — в том, как он носил шляпу, закуривал, клал руки в карманы, кривил губы в ехидной усмешке или бросал на оппонента высокомерный взгляд. Сдержанная сила и элегантность любого его экранного образа позволили Богарту стать иконой стиля. Такие прославленные режиссеры, как Жан-Люк Годар и Вуди Аллен, считали Богарта своим кумиром и отдали ему дань уважения в своих фильмах «На последнем дыхании» и «Сыграй это снова, Сэм».

Богарт был дружен с лучшими актерами и режиссерами Голливуда, такими как Джон Хьюстон, Джуди Гарланд, Фрэнк Синатра и Лесли Хауард, а в 1956 году он стоически принял свой диагноз — рак пищевода. До самой смерти он подшучивал над собой и оставался все тем же прямодушным, мужественным и ироничным Хамфри, каким был всю жизнь.

 

Программа фестиваля:

28 ноября, среда, 19:00    

Открытие фестиваля

Касабланка / Casablanca

Романтическая кинодрама / 1942 / Майкл Кертис / 102 мин.

Хамфри Богарт и Ингрид Бергман

 

29 ноября, четверг, 18.30

В укромном месте / In a Lonely Place

Нуар/ 1950 / Николас Рей / 90 мин.

Хамфри Богарт  и Глория Грэм

 

30 ноября, пятница, 19:00

Глубокий сон /  The Big Sleep

Нуар / 1946 / Говард Хоукс  / 114 мин.

Хамфри Богарт  и Лорен Бэколл

 

 

1 декабря, суббота, 17:00

Две миссис Кэрролл  / The Two Mrs. Carrolls

Нуар / 1947 / Питер Годфри / 99 мин.

Хамфри Богарт  и  Барбара Стэнвик

 

1 декабря, суббота, 19:00

Сабрина / Sabrina

Романтическая комедия / 1954 / Билли Уайлдер / 113 мин.

Хамфри Богарт  и  Одри Хепберн

 

 

День Джона Хьюстона:

2 декабря, воскресенье, 17.00

Ки Ларго / Key Largo

Нуар / 1948 / Джон Хьюстон / 101 мин.

Хамфри Богарт  и Лорен Бэколл

 

2 декабря, воскресенье, 19.00

Закрытие фестиваля

Через Тихий океан / Across the Pacific

Шпионский триллер / 1942 / Джон Хьюстон / 97 мин.

Хамфри Богарт  и  Мэри Астор

 

Фильмы демонстрируются на английском языке с русскими субтитрами.

 

Подробнее о фильмах программы:

«КАСАБЛАНКА» (Casablanca, 1942) – обладатель трех «Оскаров» и один из самых известных фильмов в истории кино, очарование которого не теряется с годами, несмотря на 70-летний юбилей. Никто из создателей не предвещал картине такого грандиозного успеха — «Касабланка» должна была стать одним из сотен проходных голливудских фильмов, в спешке выпущенном в прокат всего через несколько недель после высадки союзных войск в одноименном африканском городе. Однако живой и продуманный сценарий, чередовавший трогательные любовные сцены с эпизодами, полными напряжения и интриги, множество интереснейших персонажей второго плана, а, главное, великолепные Хамфри Богарт и Ингрид Бергман в роли влюбленных, ненадолго обретающих друг друга после трагической разлуки, сделали «Касабланку» культовым произведением, разошедшимся на цитаты.

«В УКРОМНОМ МЕСТЕ» (In a Lonely Place, 1950) — напряженная, мрачная и блестяще снятая картина, сочетающая в себе элементы триллера и фильма-нуар с психологической драмой. Хамфри Богарт предстает в сложной и многоплановой роли сценариста Диксона Стила, чьи вспышки агрессии и жестокости помимо его воли разрушают его жизнь и его отношения с любимой женщиной (Глория Грэм). Режиссер Николас Рэй сделал упор не на традиционные жанровые схемы, а на внутренний мир главного героя, что позволило фильму стать значительно глубже и интереснее, а о роли Богарта в этой картине впоследствии говорили как о наиболее близкой к его реальному характеру.

Фильм режиссера Ховарда Хоукса «БОЛЬШОЙ СОН» (The Big Sleep, 1946) стал одним из самых совершенных образцов жанра «нуар». В нем Богарт создал иконографический образ Филипа Марлоу — остроумного, харизматичного частного детектива, не доверяющего никому вокруг и полагающегося только на собственные силы. Фильм известен своим крайне увлекательным и сложным сюжетом; по легенде, сценарист Рэймонд Чандлер сам не мог точно сказать, кто же в его истории является настоящим убийцей. «Большой сон» был полностью снят еще в 1945 году, но в связи со вспыхнувшим между Богартом и Лорен Бэколл романом, взбудоражившим общественность, продюсеры решили добавить в фильм дополнительные сцены, в которых актеры обмениваются двусмысленными намеками и демонстрируют зрителю притяжение и химию между ними, которые и прославили этот экранный дуэт.

В фильме «ДВЕ МИССИС КЭРРОЛЛ» (The Two Mrs. Carrolls, 1947) Хамфри Богарт предстает в нехарактерной для себя роли абсолютного антигероя — эгоистичного, малодушного и психически неуравновешенного художника, чья молодая жена Салли начинает подозревать что-то о прошлом своего мужа. Несмотря на то, что Джек Уорнер, по слухам, подверг сомнению игру Богарта в этом фильме, талант актера всегда ярко проявлялся в необычных для него ролях, что делает просмотр особенно увлекательным. В роли Салли выступила роковая красотка Барбара Стэнвик, звезда классического фильма Билли Уайлдера «Двойная страховка».

Еще более нетипичной для Богарта стала роль в картине «САБРИНА» (Sabrina, 1954), романтической комедии все того же Билли Уайлдера, автора фильма «В джазе только девушки». Богарт редко снимался в фильмах подобного жанра и на роль в «Сабрине» согласился лишь после отказа Кэри Гранта — но не прогадал. Голливудская икона Одри Хэпберн играет дочь шофера братьев Лэрраби, Лайнуса (Хамфри Богарт) и Дэвида (Уильям Холден). Фильм стал знаменит не только благодаря остроумному сценарию, любопытному переосмыслению истории о Золушке и прославленным актерам, но и благодаря костюмам, созданным Юбером Живанши. Особый вырез платья героини Хэпберн после выхода картины стали называть «Сабрина-декольте». В дальнейшем актриса предстанет в нарядах от Живанши во множестве своих фильмов, например, в «Завтраке у Тиффани» и «Забавной мордашке».

«КИ ЛАРГО» (Key Largo, 1948) — картина любимого режиссера и друга Богарта Джона Хьюстона; в главной женской роли снова снялась Лорэн Бэколл. Богарт неподражаем в образе ветерана Второй мировой войны Фрэнка МакКлауда, который вступает в противостояние с гангстером Джонни Рокко (Эдвард Робинсон), захватившим отель его друзей; к месту действия тем временем приближается ураган, что еще больше увеличивает напряжение. Образ Джонни Рокко был создан на основе биографий реальных гангстеров — Аль Капоне и Лаки Лучиано.

Еще одна картина Джона Хьюстона с Хамфри Богартом в главной роли —  «ЧЕРЕЗ ОКЕАН» (Across the Pacific, 1942), шпионский триллер о противостоянии американской и японской разведки во время Второй мировой войны. Практически детективная интрига, Богарт в роли тайного агента, соблазнительная красотка и опасные враги —  зрелище, созданное Хьюстоном, не устаревает ни на минуту. Интересно, что создатели фильма в процессе съемок, по сути, предсказали будущее: поначалу сценарий должен был строиться вокруг атаки на Перл-Харбор, которую планируют японцы, но вскоре нападение произошло на самом деле, и место действия пришлось срочно менять на Панаму.

Площадка фестиваля: Кинотеатр «Аврора», Невский пр., 60