Новости культуры российских регионов
13 ноября 2012
Сибирь

В режиме поисков и находок

«Experiment-123» - так называется проект, поддержанный Министерством культуры и грантом президента России, в котором самое активное участие принимает Прокопьевский театр драмы.

В основе его – «режиссерские лаборатории». В провинциальный театр на неделю приезжает десант молодых амбициозных режиссеров. Они привозят с собой по одной пьесе малоизвестных, но талантливых авторов. И за пять дней ставят «эскизы спектаклей». В оставшиеся два дня публика их смотрит, обсуждает вместе с авторами и исполнителями. И голосует. Оценок всего три: «доработать», «забыть, как страшный сон» и наивысшая похвала: «оставить, как есть, потому что это уже готовый спектакль».

В мае прошлого года в Прокопьевске прошла первая такая лаборатория. Первая не только в этом театре, а в Сибири вообще. Результаты блистательны. Местная молодежь, впервые собранная в театр через соцсети, стала завсегдатаями всех театральных премьер. Спектакль «Язычники», впервые увидевший свет в виде «эскиза» на той лаборатории, стал участником и лауреатом многочисленных престижных фестивалей и попал во внеконкурсную программу «Золотой маски». Его режиссер Вера Попова стала режиссером Прокопьевского театра.

Даже такого «выхлопа» было бы довольно для того, чтобы считать experiment удавшимся. Но Прокопьевский театр останавливаться на достигнутом не умеет.

На этот раз он поднялся на следующую ступень: пригласил для участия в проекте коллег из других драматических театров области, Кемеровского и Новокузнецкого. Три  режиссера поставили эскизы трех пьес. Марат Гацалов, недавний главреж Прокопьевской драмы, ныне худрук Таллиннского русского драматического театра, приехал тоже: он художественный руководитель этого проекта. И он авторитетно заявляет: такого в истории российского театра еще не бывало, это действительно первый опыт подобного межтеатрального сотрудничества. Все смотрели всё. И из мешанины встреч и впечатлений родилась масса новых планов. Впрочем, давайте по порядку.

Одноклассники.ру

Новокузнецкий театр драмы представил эскиз спектакля Никиты Рака «Одноклассники». Пьеса Сергея Матвеева написана в 2008 году: несколько бывших однокашников пересекаются в соцсети и собираются вместе в «реале», чтобы на даче у главного героя отметить его тридцатый день рождения. Герой переживает первый серьезный жизненный кризис: с ненавистной, хотя и высокооплачиваемой, работы уволился, друзей успел растерять, семьей не обзавелся... Словом, сам понимает, что как ни крути, он – лузер. И никчемность, одиночество, отсутствие жизненных перспектив – его удел. Да и не только его. А потому он собирает таких же «никчемушников» и решает устроить массовое самоубийство. Ведь если в жизни нет смысла – к чему всё?

Спектакль играют в «белом зале». И пластиковые окна, которые персонажи то и дело распахивают ради глотка свежего воздуха, и семь «компьютерных» кресел, на которых они крутятся, ездят, танцуют – естественная декорация, в которой разыгрывается драма «офисного планктона». Очень точное распределение ролей и замечательное исполнение режиссерской задачи («это – манифест поколения, это разговор о тотальном одиночестве при кажущемся обилии общения») продемонстрировали публике: Новокузнецкая драма на подъеме. У нее есть свежие силы (практически все актеры, занятые в спектакле, –  пополнение этого года), у нее есть кураж и жгучее желание совершать прорывы и открытия. Недаром публика просила: ставьте этот спектакль в репертуар немедленно, без всякой доделки! Вывозите его в школы, в вузы, в молодежные лагеря – это прекрасный повод для дискуссий и бесед о самом главном. Это – то редкое сочетание «кассовости» и «катарсиса», которое и должно присутствовать в настоящем произведении искусства.

«Какое расточительство!»

А вот Кемеровскому театру драмы на этой лаборатории явно не повезло с режиссером. Анна Горушкина выбрала для эскиза пьесу Ярославы Пулинович «Бесконечный апрель». Для чего – непонятно. После просмотра стало ясно: у режиссера нет за душой ничего такого, о чем ей хочется поведать зрителю. Пьеса сложно устроена: в огромной питерской квартире умирает 98-летний старик (Евгений Шокин). Перед его мысленным взором проходят обрывки воспоминаний: вот он – малыш, и мама зовет его домой, а в их барскую квартиру «подселяют» каких-то пролетариев. Вот голод блокады. Вот семейная драма, когда от него ушла жена. Вот ссоры с дочерью, вот случайная встреча с попутчицей в поезде. Его бред или сон перемежаются кусками реальности: дочь намерена продать квартиру, ходят какие-то риэлторы, прибегает внучка с бой-френдом… Из всего этого, наверное, можно было бы и впрямь создать значительное полотно, когда «обломки памяти», «ненужные мелочи» причудливо монтируясь вдруг оборачиваются важной мыслью: никто не может решить, что в нашей жизни было важным, а что – пустяком. И только после окончательного ухода станет ясно, какую ты прожил жизнь, что оставил после себя.

Эскиз можно было бы считать провальным, если бы не работа артистов. Светлана Царева и Наталья Юдина, занятые в главных ролях, продемонстрировали и мастерство, и талант. Марат Гацалов на обсуждении сказал: «Царева – актриса не российского даже, а мирового уровня, уровня Мэрил Стрип. На нее специально спектакли ставить нужно, лучших режиссеров приглашать, уровня Някрошюса, Могучего… Таких актрис в столицах – единицы». А узнав, что у нас она занята в полутора комических рольках, ахнул: «Какое расточительство!».

Про Наталью Юдину Гацалов заметил: «Поразительно, как актриса с полхлопка понимает все, она умеет работать атмосферой, создавать ее – это редкое дарование». Про Евгения Шокина: «С ним бы кино снимать. Это умное, интеллигентное, красивое лицо, которое так много умеет выразить... При этом он же хулиган! У него авантюрная натура, и потому с ним очень интересно». Вообще, по мнению Марата Гацалова,  Кемеровский театр обладает таким актерским богатством, каким не обладает никто. Жаль только, что так безрассудно и нерасчетливо им распоряжается.

Маяковский как звезда шоу-бизнеса

Прокопьевский театр воплотил в эскизе сложнейшую пьесу Саши Денисовой «Маяковский идет за сахаром». Режиссер из Карелии Олег Липовецкий сделал, кажется, невозможное: за столь краткий срок он явил нам сложноустроенное, полифоничное, масштабное полотно, где действующие лица – Маяковский, Брики, Шкловский, Хлебников, Чуковский и другие культурные герои, определившие облик ХХ века, не просто предстали живыми людьми – они были показаны сквозь призму нашего мифологизированного представления о них. И эти «плакатные» образы, наполненные тонким психологическим содержанием, много сообщили о времени, из которого вышел и наш ХХI век тоже.

Удивительно, но откровенные сцены самого громкого любовного треугольника CCCР абсолютно не выглядели пошло. Тут вообще не было пошлости, к которой так легко скатиться, когда нормальный человек изображает гения. И Вячеслав Гардер в роли Маяковского, и особенно Роман Михайлов, не проронивший ни слова, но абсолютно внятно рассказавший о своем персонаже – чудном поэте Хлебникове, и Лиля Брик – Ольга Ражева создали характеры сложные, причудливые, изломанные революцией и славой.

Вообще этот эскиз напоминал сложную оперу – с ее богатством мелодий, дуэтов, трио, ансамблей, массовыми балетными сценами и хорами, и почти невыносимым эмоциональным потрясением. Недаром одна из учительниц словесности, которая оказалась в зале, призналась: «Очень боялась, будет ли это доступно душам школьников. Убедилась: безусловно! На этот спектакль их надо водить непременно».

Кухня, где все сварилось

И вот – итоги лаборатории. Первый – арифметический. По результатам голосования мнения публики распределились так. «Одноклассники»:  12% - «доработать»; 88% - «оставить, как есть, включить в репертуар». «Бесконечный апрель»: 4% - «забыть, как страшный сон»; 25% - «доработать»; 71% - «оставить, как есть». «Маяковский идет за сахаром»: 0,6% - «забыть, как страшный сон»; 13,2% - «доработать»; 86,2% - «оставить, как есть, включить в репертуар».

Заслуженную артистку России, актрису Кемеровской драмы Светлану Цареву Прокопьевский театр отныне намерен приглашать на участие в своих постановках: ее талант не должен пропадать втуне, решили здесь.

По предложению другого заслуженного артиста, зав. кафедрой актерского мастерства Виктора Мирошниченко, следующую «режиссерскую лабораторию» решено проводить в таком формате: перемешивать составы трупп. Чтобы в каждом эскизе работали не только «коллеги по театру», но и артисты из разных городов. Это поможет созданию общего театрального пространства Кузбасса, поможет взаимообучению. Ведь почувствовать иной способ актерского существования, находясь на одной площадке, весьма полезно.

А главный результат – заинтересованный зритель Кузбасса смог увидеть тут всю палитру театральной жизни страны, все направления новых театральных поисков. Такое пиршество для ума и души бывает доступно только на хорошо организованных фестивалях. Но если фестиваль – это все же «парадный обед», то «режиссерская лаборатория» - это… хотела написать «кухня», но сравнение неверно. Это – не кухня, где чадит гарью, а вкус будущих блюд понятен только посвященным. Скорее, это уютные посиделки «со своими», где вперемешку с шутками идут разговоры о самом главном, обсуждаются «последние вопросы», находятся пути решения насущных проблем. И провинциальный театр, который позиционирует себя как «место общения», лучшего выдумать просто не может.