Новости культуры российских регионов
13 ноября 2012
Поволжье

Триумфальное возвращение египтянки

На сцене академического театра оперы и балета имени Пушкина с блеском прошла премьера «Аиды» - большой оперы, справедливо считающейся одним из лучших творений гениального Верди.

И впрямь, музыка «Аиды» полюбилась слушателям с первых звуков настолько, что, например, что на одной из итальянских премьер композитору не дали выйти из театра: Верди подняли на руки и торжественно несли до самого дома, а позже, заполночь, под его окнами громко и  радостно сыграли марш египтян - тот самый, «К берегам священным Нила», который любил напевать во время операций профессор Преображенский.

Источником либретто будущего шедевра стали несколько страничек египетской легенды, реконструированной с древних папирусов французским египтологом Огюстом Мариеттом. Речь шла о трагической любви египетского военачальника и эфиопской принцессы – трагической, так как Египет и Эфиопия длительно воевали. Между тем, хотя и написанная по мотивам якобы реальных событий, да еще и в честь открытия Суэцкого канала, «Аида» с музыкальной точки зрения абсолютно «итальянская», и неудивительно, что оперные египтяне «разговаривают» на бельканто. Забавно, впрочем, в первом действии, в храме Изиды в исполнение решительно вторгается… нечто из русской оперы: женский хор местами напоминает о коллективе имени Пятницкого, мужской хор вполголоса чеканит на манер знаменного распева, а жрицы с египетскими кувшинками в ладонях похожи на русалок.

За исключением упомянутой сцены, «Аида» звучит изумительно как никогда: стройно, мощно, по-настоящему красиво, а спектакль в целом идет в хорошем, бодром темпе. Наконец-то в полную силу зазвучал оркестр театра, красочно и мощно исполнивший многозвучную вердиевскую партитуру. Безусловно хороши солисты (Аида – Екатерина Ефремова, Амнерис – Елена Шевченко, Радамес – москвич Константин Толстобров, Фараон – Александр Сильчук, Рамфис – Виктор Ряузов) – превосходно звучат, выразительно играют... Отдельного упоминания заслуживает эфиопский царь Амонасро, образ которого обычно трактуют статично и уныло; здесь в исполнении Владимира Боровикова по сцене мечется опасный взъерошенный террорист, так что теперь опасения египтян становятся ясны и зрителю. Словом, если закрыть глаза, вполне можно представить, что слушаешь высококлассную запись… увы, на порой непонятном языке: вновь «пропадает» добрая половина слов, так что незнакомым с поворотами сюжета слушателям остается наслаждаться исключительно музыкой. Так как со словом в оперном театре неважно практически всегда, можно сделать вывод, что таковы коварные акустические особенности зала.

Между тем глаза держать необходимо широко открытыми – в новой постановке есть на что посмотреть. Это не только новые яркие костюмы и живописнейшие декорации – то бескрайняя пустыня, то романтический нильский берег (правда, слегка похожий на набережную) с дрожащей на воде лунной дорожкой, но и новые экзотические танцы. Увы, видно, что сцена маловата для больших египетских торжеств, и, при том, что на фоне полнозвучного оркестрового великолепия душа просит побольше воинов, пленников и танцоров, каждому ясно, что больше шести пар на этой сцене просто начнут толкаться локтями.

Кстати, в нижегородском оперном театре опера «Аида» идёт с первого сезона (то есть с 1935 года). Данная постановка – четвертая в истории театра. Режиссер-постановщик - Отар Дадишкилиани, дирижер – Сергей Вантеев, художник – Евгений Спекторов, постановщик танцев – Валерий Миклин.