Новости культуры российских регионов
13 ноября 2012
Поволжье

Борис Голубицкий: «Все мы немного нахлебники»

Тургеневского «Нахлебника» на сцене Нижегородского театра драмы поставил режиссер, признанный знатоком «театрального Тургенева», - худрук Орловского академического театра, носящего имя писателя, Борис Голубицкий.

Он уже делился с нижегородцами своим пониманием русского классика: в драме именно он поставил спектакль «Отцы и дети. Роман». Премьера «Нахлебника» состоится 15 ноября.

– Я не сторонник того, чтобы осовременивать классику, наряжая артистов в костюмы нашего времени или делая Гамлета сыном президента крупной компании, - рассказал накануне премьеры Борис Голубицкий. – Идя по этому пути, театр теряет свое достоинство. А «Нахлебник» как раз о человеческом достоинстве. О том, что русского человека можно сильно унизить, растоптать, но он все равно поднимется и возродится, как птица Феникс из пепла. 

- Для вас это не просто бытовая пьеса, какой принято ее считать?

- «Нахлебник» 12 лет был под запретом, причем никто не мог толком объяснить – что именно в пьесе настораживает. Она посвящалась Михаилу Щепкину и писалась «под него», но из-за многолетнего запрета артист сыграл в ней, будучи уже старым человеком. С тех пор «Нахлебник» не раз становился бенефисом великих артистов, и все они играли заглавную роль в духе Щепкина, то есть с безусловным сочувствием к герою, безответному «маленькому человеку»… Но мне кажется, Тургенев смотрел на своего Кузовкина по-другому, у него это неоднозначный персонаж. Герой добровольно принимает роль шута при богатом господине и исполняет ее всю жизнь. Это не страдалец, а человек с серьезными противоречиями и комплексами. И сегодня если не вся Россия, то очень многие живут по принципам дворянина Кузовкина – видимо, нахлебничество у нас в крови. Именно на этом мне хотелось сделать акцент.

- Вы ставили «Нахлебника» в разных театрах. Помогают ли наши артисты увидеть пьесу по-новому?

- Конечно, в этом и вечность классики! Я наслаждаюсь тем, как мастера нижегородской сцены тщательно работают, вдумчиво вгрызаются в материал. Я ставил пьесу и в своем театре, и за границей. Но сюда я взял другого художника (Бориса Голодницкого. – Авт.), поменял подход ко многим местам в пьесе.

- Вы отдаете себе отчет, что эта история не для всякого зрителя?

- Про Тургенева говорили, что он плетет из слов кружева. Но в «Нахлебнике» как раз нет витиеватости, там герои разговаривают довольно просто… Я восхищаюсь руководством Нижегородского театра драмы, которое гнет свою линию. У вас очень сбалансированный репертуар в смысле соотношения продукции для массового зрителя и спектаклей, являющихся лицом театра. А многие наши коллеги давно подняли лапки кверху и сдались на милость публики, перешли на такой репертуар и такую подачу, чтобы только ей угодить. В Орловском театре «Нахлебник» шел в течение десяти лет, и залы были полны, хотя Орел в три раза меньше Нижнего Новгорода. Но везде есть зрители, которые хотят видеть на сцене наше национальное достояние, а не скороспелые поделки западного толка.

Среди занятых в спектакле артистов – Валерий Никитин, Юрий Котов, Сергей Блохин, Анатолий Фирстов, Алексей Хореняк, Александр Мюрисеп, Сергей Кабайло, Николай Пожарницкий, Татьяна Жукова, Екатерина Чекулаева.