Новости культуры российских регионов
11 ноября 2012
Поволжье

Немного виски для счастья

«Ракурс» показал криминальную комедию мастера английского реализма.

В большом зале Дома актера состоялась премьера фильма Кена Лоуча «Доля ангелов». Английский режиссер, известный своими остросоциальными фильмами, на сей раз снял достойный образец криминальной комедии.

Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля за фильм «Ветер, что колышет вереск» (2006) Кен Лоуч известен мировому киносообществу как автор мрачных драм, в которых он продолжает традиции социального реализма. Его картины очень любит жюри ведущих мировых фестивалей, отмечающее призами практически все работы английского мастера. «Доля ангелов» - не исключение: она получила приз жюри 65-го Каннского фестиваля, несмотря на свой игровой характер.

Действительно, от Лоуча, снимающего серьезное кино на самые разные злободневные темы  - от ирландского сепаратизма до жизни бездомных, менее всего ожидали легковесного фильма, который критики дружно охарактеризовали как криминальную комедию. Хотя в строгом понимании «Доля ангелов» - жанровый гибрид. Это то ли комедия о злоключениях неопытных грабителей, то ли драма о безысходной жизни шотландских маргиналов, которым труднее других вырваться в люди. По сюжету, молодой выходец из Глазго Робби пытается завязать с криминальным прошлым и начать с супругой и ребенком новую жизнь. Так же, как и молодые уголовники Рино, Альберт и Мо, попавшие с Робби за мелкие преступления на исправительные работы. Сочувствующий им воспитатель Гарри не столько следит за ходом работ, сколько учит героев дегустировать виски. Робби быстро становится специалистом своего дела. Но вместо того, чтобы «с головой» использовать свой талант, он с друзьями строит план похищения бочки старинного напитка. Она станет для героев билетом в новую жизнь.

История талантливого парня из захолустья, который должен сделать выбор между «овощным» существованием и полноценной жизнью в большом городе, роднит «Долю ангелов» с «Умницей Уиллом Хантингом» Гаса ван Сента. Как и в ленте ван Сента, у Лоуча в центре внимания способный молодой герой (Бобби), окруженный несчастными и, в общем-то, обреченными маргиналами, которые тянут его «на дно», в то время как сам он хочет вырваться из воспитавшей его, но чуждой ему криминальной среды. Как и у Хантинга, у Бобби есть наставник и помощник (Гарри), указывающий герою «правильный путь». Разница лишь в том, что Кен Лоуч рассказывает свою историю с хорошей долей английского юмора, без пафоса, задействуя не звезд, вроде Мэтта Дэймона, а тех же маргиналов. К примеру, Пол Брэнниган, исполняющий роль главного героя Робби, в 14 лет был исключен из школы, а в 16 его посадили за участие в вооруженной драке, так что по сути актер играет самого себя. И делает это лучше пресловутого Мэтта Дэймона.

Лучше ван Сента понимающий маргинальную среду Лоуч находит для картины и более правдивый финал и делает вывод: чтобы стать честным и вкусить радость порядочной жизни, преступнику, хочет он того или нет, придется преступить закон и забрать свою «долю ангелов».