Новости культуры российских регионов
11 ноября 2012
Поволжье

Большой русский артист

В Театре драмы отметили пятидесятилетие Александра Амелина.

В  Самарском театре драмы дважды показали программу, посвященную юбилею заслуженного артиста России Александра Амелина. 4 ноября ему исполнилось бы пятьдесят. К сожалению, юбилейный вечер стал вечером памяти.

 

Год спустя

Если я пойду дальше вот по этому центральному проходу и выйду из зала направо, то окажусь как раз у того кресла, на котором ровно год назад, в начале ноября 2011 года, в последний раз видела Сан Саныча - так по-свойски и в то же время уважительно называли его в труппе. В антракте вечера, посвященного юбилею Театра драмы, я буквально наткнулась на сидящего Амелина и решила, воспользовавшись случаем, записать комментарий. «Я пришел сюда в 1984 году, после окончания Щепкинского училища. Это мой единственный театр. Я надеюсь, что тоже успел стать частью его истории, хорошей или плохой – другой разговор, у нас же на вкус и цвет товарища нет. Но я с удовольствием готов вложить в эти 160 лет часть моей жизни и ни секунды не жалею о том, что переступил порог этого театра. Это моя жизнь», - говорил тогда Амелин.

Кто бы мог подумать, что сегодня эти слова будут звучать подведением итогов всей жизни артиста. Ни о каких серьезных проблемах со здоровьем Амелина я тогда не знала — мне сказали через несколько дней, а всем зрителям уже в мае, когда потребовалось собирать деньги на лечение. И даже тогда никто еще не думал, что юбилейный вечер может стать вечером памяти. Амелин не выходил на сцену полгода, но все ждали его возвращения. Увы. Есть высшая режиссура...

 

Оживить в памяти

«Когда Саша узнал о том, что собирают средства на его лечение, он очень переживал. Он по натуре совестливый человек и все время спрашивал: как же я буду благодарить тех, кто мне помогал? А потом сказал: я буду играть бесплатные спектакли. И вот сегодня на этой сцене Саша снова играет для вас», - предварила вечер вдова артиста Инна Амелина. Она поблагодарила всех, кто так или иначе помогал Амелину и продолжает помогать его семье. Список был длинный: зрители, пришедшие на вечер, руководство театра, города и области, коллектив Драмы, врачи... Позже на сцену поднимались 7-летняя дочь Амелина Маша и сын Александр, продолжатель династии, артист московского Театра им. Моссовета. Было много фотографий — Амелин с грудной Машей, Амелин молодой (сын сегодня — одно лицо с ним), родители Сан Саныча...

 И Сан Саныч действительно играл, снова играл в спроецированных на задник видеозаписях спектаклей. «Розенкранц и Гильденстерн», «О мышах и людях», «Сага о маленьком дяденьке», «Чужой хлеб», «Доходное место», «Панночка», «Душечка», «Венецианские близнецы», «Академия смеха», «Амадеус», «Лес» - только то, что показали на вечере, что осталось на пленке, а всего ролей у Амелина было около пятидесяти за 27 лет работы в этом театре.

Сцену оформили стульями, на которых он сидел, и костюмами, в которых он выходил на сцену. Вячеслав Гвоздков со свойственной ему экспрессией рассказывал, как Амелин перед его приходом в худруки уже хотел сменить профессию. А он, Гвоздков, оказавшись в Самаре, наконец-то нашел артиста на роль Ленни в инсценировке по повести Стейнбека «О мышах и людях».

Гвоздков здесь не лукавит — с этой роли (кто видел, не забудет) действительно началась новая жизнь и у артиста Амелина, и у театра (Гвоздков тогда «взял» город этим спектаклем). Амелину выпал шанс, который бывает не у каждого талантливого артиста — встретить «своего» режиссера и руководителя, человека, поверившего в его гениальность. Амелин тогда по-настоящему «зазвучал» и раскрылся, развернулся во всю ширь своей мощной натуры и успел сыграть еще много важного: Маслобоева в «Униженных и оскорбленных» и Юсова в «Доходном месте», Сальери в «Амадеусе» и Несчастливцева в «Лесе»... Оживить эти роли в памяти или восполнить пробелы (мне, например, так и не довелось увидеть его Пса в «Саге о маленьком дяденьке») можно было в  Драме в этот  вечер.

 

Звучит немного иначе

О каждой из ролей рассказывали коллеги артиста – режиссеры, партнеры и друзья. Вячеслав Гвоздков, Валерий Гришко, Валерий Мелешин, Светлана Хумарьян, Иван Морозов, Олег Белов, Денис Евневич, Герман Греков, Людмила Федосеева, Нина Лоленко, Жанна Романенко, Александр Кузин, Евгения Аржаева вспоминали смешные и трогательные эпизоды из личной и профессиональной жизни артиста. Как любили делать друг другу подарки, как подкалывали на спектаклях, с каким вкусом и удовольствием играл Амелин в капустниках, каким он был упрямым и каким потрясающим чувством юмора обладал...

 Все то, что вспомнили бы, наверное, и на обычном юбилейном вечере, сейчас звучит немного иначе - как воспоминания, как посвящение памяти. И был один особенный момент в этот вечер. Почти все аплодисменты, звучавшие в Драме, предназначались Сан Санычу. Но когда о нем вышел говорить Олег Белов, сам проходящий сейчас реабилитацию после тяжелой болезни — аплодировали не только его живому рассказу об Амелине (Белов и Амелин были, как справедливо говорил о них режиссер Валерий Гришко, уникальным актерским дуэтом), но и его собственной стойкости.

...А под занавес Амелин кланялся – кланялся с экрана во всех своих ролях поднявшемуся с мест залу. Он был прав тогда, год назад – он действительно стал частью истории этого театра. И этого города. Очень большой и важной частью. «В этом городе работал большой русский артист», как точно сформулировал режиссер Александр Кузин.

 

Справка

Александр Амелин (4 ноября 1962 — 19 июля 2012) - заслуженный артист России. Родился в Ростове-на Дону. После окончания театрального училища имени Щепкина в 1984 году приехал в Куйбышев, в Академический театр драмы имени М. Горького, ставший единственным в его жизни. За четверть века сыграл около 50 ролей из мирового репертуара, русской классики, современной драматургии. Поворотной в творческой судьбе артиста стала роль Ленни в спектакле «О мышах и людях», отмеченная наградами на театральных фестивалях. Затем последовали Тропачев («Чужой хлеб»), Сальери («Амадеус»), Юсов («Доходное место»), Несчастливцев («Лес») и другие. Преподавал в Самарской государственной академии культуры и искусств и на целевых актерских наборах при театре.

 

Вячеслав Гвоздков, художественный руководитель Самарского театра драмы:

- Я пришел в театр 13 октября 1995 года. Труппу самарского театра я видел в последний раз на гастролях в Киеве в 1984 году. Сашу Амелина не видел, потому что в 84-м он был только что принят в труппу. Придя в театр, я растерялся, не знал, с чего начинать. У меня было несколько идей и была мечта. В 1960-х годах я прочел повесть Стейнбека  «О мышах и людях». Она меня потрясла. Моя фактура (я был тогда артистом) не позволяла сыграть Ленни, но я был очарован этой ролью. Позже я написал свою инсценировку, но все время думал, что поставить ее невозможно. Где взять такого артиста, огромного, с таким обаянием, с таким чувством юмора? Ведь он должен играть больного человека, но играть так, чтобы зрители за два часа в него влюбились. Чтобы смотрели с улыбкой, а в конце рыдали.

Как-то я поднимаюсь по лестнице самарского театра на третий этаж в свой кабинет, и вдруг возникает передо мной огромный человечище. Я смотрю на него и говорю: «Скажите, пожалуйста, вы не монтировщик?» Он говорит: «Нет, я артист Саша Амелин». Я говорю: «А вы читали повесть Стейнбека «О мышах и людях»?» Он: «Не только читал, у нас на курсе даже репетировали отрывки, но я не был в них занят». Я говорю: «Саша, у вас есть 10 дней, читайте повесть. Я вернусь, и мы начинаем репетировать». Через две недели репетиций я понял, что у меня в руках уникальный инструмент. Я понял, что встретил гения. Артиста, который умеет играть паузу.

 

Валерий Гришко, главный режиссер театра:

- В 2003 году я был приглашен на постановку спектакля «Амадеус» в самарский театр. В работе над ним я встретился с уникальным явлением. Я имею в виду, конечно, Александра Амелина и Олега Белова. До того я такие «золотые дуэты» видел только на эстраде.  Большую часть репетиций я отработал с другим исполнителем Моцарта, мы практически сделали спектакль, но было полное ощущение, что это не тот результат, который должен быть. Работа шла, были хорошие репетиции - кстати, не могу рассказать ни одной смешной истории про Амелина, он работал с таким серьезом, что было не до шуток. Ему приходилось играть почти против себя самого. Роли Саши всегда были фонтаном, бурлеском, фейерверком, а в этом спектакле вся игровая стихия - у Моцарта, у Сальери - только зависть. Самое главное, что мы могли пролететь мимо этого золотого дуэта, если бы не случай. Вечером я зашел на спектакль «Академия смеха», а после спектакля влетел в кабинет художественного руководителя со словами: «Вот же, вот же эта пара, вот же наши Моцарт и Сальери!»

Когда я просил у Саши, почему он с самого начала не сказал, что есть Олег Белов, то увидел грозный взгляд Амелина, взгляд, от которого трепетали партнеры, студенты, режиссеры... И понял, что сказал что-то не то, что заподозрил артиста, как будто он может попросить заменить партнера, с которым репетирует. Этические, нравственные вопросы были для Амелина важнее, чем даже художественный результат спектакля.

 

Олег Белов, заслуженный артист России:

- У Саши было очень много хороших ролей. И так случилось, что мы с ним во многих спектаклях играли вместе. Но один выделяли больше всего - это «Академия смеха». Саша играл цензора Сакисаки, а я - автора Цубаки, который приходит, чтобы получить разрешение на свою пьесу. Вы знаете, я задумался, почему мы так любили этот спектакль? Наверное, потому что мы с ним были похожи на персонажей этой пьесы, а их отношения были похожи на нашу дружбу. Это были два антагониста, которые в результате становились самыми близкими друзьями.

Мы с Сашей тоже были антагонистами. Мы очень много спорили, много ругались, но это не мешало нам любить друг друга. Я шутя говорил: «Сань, ты максималист и пессимист, а я реалист и оптимист».

Единственное отличие Саши от Сакисаки было в том, что у того не было чувства юмора. У Саши чувство юмора было потрясающее, и этот юмор ему помогал в жизни. Вы знаете, самая большая его сила была в том, что он умел смеяться над собой.

Например, о Сашином храпе в театре ходят легенды, но мне больше всего нравилась история, которую рассказывал он сам. Он приехал к родителям на дачу, тогда его папа с мамой еще жили в Ростове. Я, рассказывает, приехал к ним уже вечером и лег спать. А утром просыпаюсь, пришла соседка и говорит: «Ну слава Богу, выключили у вас дизель!» А мама говорит: «Это не дизель, это сыночка приехал!»

 

Денис Евневич, артист:

- Я не учился у Сан Саныча, но считаю себя его учеником.

Когда я был студентом Красноярской академии музыки и театра, мы на «истории театра» смотрели спектакли — лучшее, что ставилось в стране. И нам показывали лучших артистов, и Амелина, естественно, показывали. Мы смотрели, пересматривали, спорили, восхищались игрой одного из лучших артистов России.

Спустя годы мне посчастливилось приехать сюда, сыграть с Сан Санычем на сцене, и не раз, и ввестись в спектакль «Доходное место». Замечательный спектакль с прекрасной работой Амелина — думаю, вы сами все видели, объяснять не нужно. И когда я рассказал ему: «Сан Саныч, мы смотрели ваш спектакль» - вы знаете, он так улыбнулся, такой искренней и в то же время немножко стеснительной улыбкой — не передать словами. Что там, где-то, его смотрят!

Сан Саныч первым вводил меня в этот спектакль. И потом, после того, как приехал и снова уехал режиссер, Сан Саныч после каждого спектакля подходил ко мне и говорил: здесь вот что-то не то, там надо дорабатывать. Объяснять он умел — вот просто, чтоб вы поняли. Подходил и говорил о том, как Жадов должен приходить домой во втором акте, когда начинается ссора: «Ты приходишь уставший с работы. Ты должен, знаешь, как выходить? Представь, что ты подходишь к туалету, очень хочешь - а там закрыто! Вот этот внутренний нерв должен быть».

 

Александр Кузин, режиссер:

- Александр Амелин в моем сердце, в моей памяти остался как человек невероятно светлый. Когда мы начинали работу над «Лесом», меня пугали, устрашали, что сейчас придет Амелин, он такой грозный, страшный. Но собралась очень хорошая команда, вы знаете, редко бывает, когда репетиции превращаются в такое счастье. Было ощущение невероятного эмоционального подъема, и не случайно, когда мы начали сочинять финал в «Лесе», он возник как-то сам собой, когда два артиста - Олег Белов и Саша Амелин - выходят на пустую сцену, шалят, хохмят, шутят... Это было невероятно эмоционально и трогательно. Сегодня я пришел в театр и порадовался. Одна фамилия — Амелин, а зал полный. Я поздравляю Самару, в вашем городе работал большой русский артист.

 

Евгения Аржаева, артистка, выпускница театрального факультета СГАКИ (курс А.А. Амелина):

- Роль педагога он играл так же неистово, так же азартно, так же искренне, как и все свои роли. Ласково называл нас «дети мои», учил не по книгам, не по каким-то методикам — учил нас просто быть людьми.