А несколько дней назад пришло и письменное подтверждение - пресс-релиз, в котором сообщалось, что в опере «Риголетто» партию Герцога исполнит именно Губский. «Свою «коронную партию», - говорилось в анонсе. Самарскую постановку «Риголетто» в 2008 году осуществил московский режиссер Михаил Кисляров. И сразу же после премьеры музыкальная и театральная общественность разделилась на два лагеря «за» и «против» новой трактовки. После того как Губский покинул театр, исполнять партию Герцога раза два приезжали приглашенные солисты.
И вот Губский прилетает всего на один день - впереди репетиции. Хотя какие репетиции - это, можно сказать, его родная, выстраданная постановка. Наконец договорились о встрече. У нас всего 23 минуты...
- Прошло больше года, как вы ушли из Самарского театра оперы и балета, где вы сейчас работаете?
- Работаю в «Новой опере», в Большом театре - как приглашенный солист. В Большом сейчас три четверти состава – это приглашенные солисты. За последний год принимал участие в постановках за рубежом, только что вернулся из Будапешта, был в Баку. В этом году спел Самозванца в «Борисе Годунове», причем пел в Чили и в Италии, в Палермо. В Большом будет 3 ноября «Иоланта», 6-го – «Тоска», потом «Любовь к трем апельсинам», так что хватает всего. В ближайшее время готовится постановка «Трубадура» в «Новой опере», «Аиду» учу к Крещенскому фестивалю в театре. В 2013 году исполняется 200 лет Верди - будем вспоминать «Двое Фоскари», «Аиду». Сейчас там идет «Риголетто», «Травиата», «Набукко» - всего же будет 10 названий, включая «Реквием» и гала-концерт, в котором хотят показать отрывки почти из всех вердиевских опер. В прошлом году в Красноярске восстановили «Садко» - постановку Покровского с прекрасной сценографией, и я с удовольствием в нем поучаствовал, спев партию Садко.
- В «Новой опере» у вас новый директор - Дмитрий Сибирцев, с которым вы давно знакомы.
- Я не видел его еще. Я и предыдущего директора видел всего два раза. В принципе, если работы хватает, то не так уж важно, кто твой директор. Директор работает, и ты работаешь.
- От кого исходило приглашение приехать в Самарский театр?
- Я просто приехал, спою и завтра же уезжаю, а инициатива исходила от директора Натальи Глуховой. В театре есть два лица — Наталья Глухова и Александр Анисимов, именно они принимают решения. И у них есть помощники, которые их реализуют.
- Вы сразу согласились приехать?
- Нет, мне было некогда. А сейчас, если честно, я иду в театр с двойственным ощущением.
- Вы следите за репертуаром Самарского театра?
- Мало слежу - не хватает времени. У вас вероятно в прессе пишут, что в театре все потрясающе? Пусть пишут, пусть люди работают.
- Многих беспокоит то, что новые постановки…
- Повторяют те же названия, которые стояли в репертуаре прежде? Я не понимаю зачем, но это выбор театра.
- «Риголетто» остался в прежней версии, а в новых постановках много приглашенных солистов. Например, «Борис Годунов» изначально был рассчитан на участие солистов не из самарской труппы.
- Так и должно быть, потому что наша труппа недостаточно укомплектована. По большому счету, если бы я работал в театре, я бы тоже приглашал. Никуда от этого не деться. Содержать такой штат, как в «Новой опере», где 80 солистов, и все почти что равноценны, не каждому театру под силу. А «Борис Годунов» – это, по большому счету, задумка еще нашей творческой группы. Только премьера должна была состояться гораздо раньше.
- Также с режиссером Ниной Чусовой?
- Нет, эту постановку должен был осуществлять главный режиссер театра. Он вместе с художником Павлом Каплевичем разработал декорации. Вся предварительная работа была проделана, а Чусовой пришлось работать в условиях, созданных другими людьми. Это очень сложно. Честно говоря, я не видел этой постановки.
- В театре много новых спектаклей - опера «Травиата», балет «Павильон Армиды».
- Дай Бог, театр развивается. Для меня только непонятно, зачем заменили предыдущую постановку «Мадам Баттерфляй», «Летучую мышь», зачем сняли того же «Евгения Онегина»? Спектакли должны быть разными, и театры должны иметь свое лицо, невзирая на то что ругают и критикуют. Большой театр держит своего «Евгения Онегина», который поставил Черняков, и возят его везде. У нас был спектакль, не ломающий тенденции и традиции - он был осмыслен по-современному, динамичный.
- Вы вспомнили «Мадам Баттерфляй». Партию Чи-чио-сан в этой опере исполняла Анжелика Губская...
- Это был ее успех . Я считаю, в этой постановке прекрасные были и Анжелика, и Татьяна Гайворонская. Объективности ради, первым номером шла Гайворонская, а второй спектакль дали Анжелике. Это было их победой. Мне очень понравилась работа режиссера Елены Александровой – сколько она с девочками копалась, какая была скрупулезная работа! И надо учесть, что все это происходило в сложных условиях. Александрова тоже была поставлена в чужие рамки: задумывал спектакль один режиссер, но все сорвалось, и она нас выручала. Она работала с невероятной самоотдачей. И я не понимаю, если вдруг творческому руководству не понравились декорации, костюмы, обновите, но зачем убирать решение спектакля? Оно было очень интересным.
- В Москве вы обосновались на постоянно?
- В «Новой опере» я работаю постоянно. В Самаре у меня старший сын, который поступил в медицинский институт, у дочери на следующий год – экзамены в девятом классе. И я езжу из Москвы в Самару. Правда, в этом году не очень часто получается.
- Насколько я знаю, вы все равно продолжаете быть заместителем председателя Самарского отделения СТД?
- К сожалению, из-за сильной занятости очень мало участвую в работе СТД. Представители каждой профессии должны иметь свое сообщество - актерское, медицинское, педагогическое, и если есть такая возможность, надо поддерживать друг друга. Пока это у меня не очень получается, но я стараюсь по возможности помогать родному СТД.
- 23 минуты заканчиваются, вам пора на репетицию, у вас есть пожелание самарским зрителям?
- Хотелось бы, чтобы больше нового, интересного происходило в Самаре, чтобы культурная жизнь кипела, развивалась здесь, и тогда все будет меняться к лучшему. Самара - город, достойный интересной жизни, достойный чего-то другого. А пока убивает грязь, убивают дороги. Говоря об уровне культуры, я имею в виду, конечно, не только и не столько работу разных учреждений и не досуговые мероприятия. Культура — это все-таки нечто большее.
Справка
Михаил Губский, заслуженный артист России. Родился в Магнитогорске. В 1993 году окончил Самарский технический университет, в 1997-м — Самарскую государственную академию культуры и искусств (класс Сорокиной). С 1994 года — солист Самарского академического театра оперы и балета. В 1993 году возглавил созданную им экспериментальную центральную хоровую школу Самары. С 1997-го — солист Московского театра «Новая опера» им. Евгения Колобова. С 2001 года выступает в Большом театре. В 2007-2011 годах - художественный руководитель Самарского академического театра оперы и балета. Организатор и художественный руководитель музыкального фестиваля «От сердца к сердцу».
В репертуаре певца более 30 партий в операх Верди, Доницетти, Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Пуччини и др. Губский участвует в международных проектах, солирует на ведущих оперных площадках мира, гастролирует за рубежом и в России. Работал с такими дирижерами, как Ростропович, Плетнев, Спиваков, Колобов и др.
Михаил Губский - лауреат множества конкурсов вокалистов, обладатель бронзовой медали Фонда Ирины Архиповой, серебряной медали Петра Великого II степени «За самоотверженный труд на благо России».