Новости культуры российских регионов
9 ноября 2012
Поволжье

Никогда и навсегда

Евгений Гришковец показал в Самаре свой новый спектакль.

На сцене Самарского академического театра драмы состоялся показ нового спектакля Евгения Гришковца «Прощание с бумагой», над которым он работал более двух лет. Премьера спектакля состоялась 28 сентября в Московском театральном центре на Страстном. Самарский показ спектакля - четырнадцатый.

Возвращение

Предыдущую премьеру Евгений Гришковец готовил три с половиной года назад. И вот через несколько лет автор представил зрителю свое новое творение, над которым работал последние два года. Кроме того, известный писатель, режиссер, актер, блогер и телеведущий показал в Самаре новую редакцию спектакля «ОдноврЕмЕнно».

Ожидания публики оправдались - Гришковец остался все таким же, как и несколько лет назад. Его герой ощутимо повзрослел, но не утратил ту неповторимую способность с первых же минут спектакля устанавливать связь со зрителем. А еще в новом спектакле звучит поморская песня «Лодочка-поморочка» в исполнении 17-летней дочери Гришковца - своего рода дебют.

В свойственной ему манере Гришковец размышляет о прошлом и будущем, о времени, о том, что никогда не повторится, и о том, что останется навсегда. Именно с этих двух слов «навсегда» и «никогда» и начинает свой рассказ герой Гришковца в комнате с несколькими дверьми и письменным столом, заваленным различными вещами - иллюстрациями к рассказу (сценография Ларисы Ломакиной). Здесь есть и печатная машинка, и томики Диккенса, и некогда подаренный герою блокнот для умных мыслей, в который он так и не решился ничего написать, а двери выходят то в березовую рощу, то в подъезд с почтовым ящиком, то на перрон вокзала, куда в конце спектакля удаляется главный герой.

 

Конец прекрасной эпохи

Основную тему спектакля Гришковец обозначает в ее заголовке - «Прощание с бумагой». Это не только прощание с бумагой как таковой. Мы печатаем от руки и пишем все чаще тогда, когда нам нужно поставить свою подпись, хотя и это скоро будет необязательным. Запискам и письмам мы предпочитаем смс-сообщения и электронную почту, бумажным картам - навигаторы в сотовых телефонах, а во время поездки на курорт даже самые ярые противники «читалок», предпочитают возить с собой не бумажные книги, а электронные. Гришковец рассуждает не только о прогрессе и замене одного носителя информации другим, он развивает тему настолько глубоко, что количество затрагиваемых им тем не сосчитать. Автор фактически говорит о смене эпохи. Казалось бы, что тут нового. Эпоха не первая и, возможно не последняя, но Гришковец заставляет зрителя еще и задуматься о своем месте в этой эпохе, следе, идентичности, о том, что останется после.

Он приводит примеры утраченных записок и тщательно написанных писем, в то же время цитируя прекрасно сохранившиеся новгородские берестяные грамоты. И речь тут не столько о как таковом носителе информации, а об ушедшей культуре общения, внимании людей друг к другу, о немалом терпении, которое требовалось раньше для пересылки почты и ожидания ответного письма.

«Прощание»

Евгений Гришковец всегда умеет преподносить очевидные на первый взгляд вещи в новом ракурсе. Повседневные мелочи в рассуждениях Гришковца превращаются во вселенские проблемы, заставляющие зрителей задуматься о вопросах экзистенциальных. В спектакле «Прощание с бумагой», как и в предыдущих работах Гришковца, не навязывается мнение автора, но его рассуждения и мысли обязательно находят у зрителя заметную реакцию. Не говоря по сути ничего нового, писатель поднимает в спектакле проблемы, о которых все мы рано или поздно задумываемся. Делает он это настолько искренне и непринужденно, что зрители так же искренне и просто реагируют на каждую реплику героя на сцене: смеются вместе с ним, встречают настоящими овациями его возмущения по тому или иному поводу - по их реакции можно судить в какой момент и в кого произошло «попадание», так что весь спектакль сопровождается непрекращающимися аплодисментами.

В своем новом спектакле Гришковец прощается с эпохой печатных машинок, перьевых ручек, клякс, бумажных писем с индексами и почтовыми марками, книгами. С промокашкой, которую он, как раритетный музейный экспонат, вынимает из кожаного портфеля. В спектакле «Прощание с бумагой» Гришковец прощается со зрителями почти молча. Сложив в сумку принесенный с собой ноутбук, герой выходит на освещенный светом перрон вокзала...

Роман Должанский, театральный критик («Коммерсантъ», 05.10.2012)

 «Евгений Гришковец не делал новых спектаклей несколько лет, и многие успели — отдавая должное его прошлым заслугам — либо списать его со счетов, либо «выселить» куда-то ближе к шоу-бизнесу. «Прощанием с бумагой» Гришковец вернулся в театр и, можно сказать, вернулся к себе: его сценический герой, обаятельный и не слишком уверенный в себе «новый сентименталист» недавнего рубежа веков, разумеется, повзрослел, даже заматерел, но не потерял умения мгновенно устанавливать контакт с аудиторией и находить в своем личном опыте то, что является частью общего опыта и всем понятно». 

 

 Евгений Гришковец, из интернет-дневника (odnovremenno.com)

«Я абсолютно не рассчитывал на ту реакцию, какую получил на спектакле. Я не помню такой реакции публики со времен первых исполнений «Как я съел собаку» двенадцать с лишним лет назад. Во время тех давних и первых моих выступлений в зале было очень много удивления. И вот 27 сентября я снова испытал то самое незабываемое, но давно не приходившее чувство удивления. Радостного удивления. Я очень рад, и даже счастлив, от того, что ошибся, сомневаясь в том, что та тема, которой я так скрупулезно и долго занимался, будет неинтересна, а главное, не важна тем людям, с которыми мы вместе живем в одном времени и стране»