Творческие лаборатории, в течение последних полутора лет наделавшие шума во многих городах России, – часть глобального проекта московского государственного Театра наций, которым руководит народный артист России Евгений Миронов. Из шестисот российских профессиональных театров треть расположена в малых городах. В 2010 году Театр наций при участии Министерства культуры РФ разработал глобальную программу поддержки «малой» театральной России. Одно из ее направлений – Фестиваль театров малых городов России, который в нынешнем году был проведен в десятый раз. Другое – выездные семинары-лаборатории. Эскизы спектаклей, созданных в рамках лаборатории, при дальнейшей доработке нередко дополняют репертуары театров.
И режиссеры, и актеры поставлены в жесткие, непривычные условия: у них нет возможности репетировать месяцами, от первого знакомства с текстом до первого показа проходит всего несколько дней. В результате рождается эскиз спектакля, излучающий особенную энергетику.
Творческую лабораторию, прошедшую в Магнитогорске, возглавил Олег Лоевский – художественный руководитель всероссийского фестиваля «Реальный театр», член экспертного совета национальной театральной премии «Золотая маска», лауреат международной театральной премии имени Станиславского. В выездную группу вошли театральные режиссеры Антон Коваленко (Санкт-Петербург), Рузанна Мовсесян (Москва), Евгения Беркович (Москва), Михаил Заец (Тюмень), а также педагог по сценическому движению – актер, артист цирка, каскадер, постановщик трюков, руководитель «Школы ловкости», доцент ГИТИСа Владимир Малюгин (Москва).
Магнитогорским зрителям были представлены четыре экспериментальных спектакля по пьесам, отобранным главным режиссером Магнитогорского драматического театра Максимом Кальсиным. Пьесы очень разные: от предельно спокойной, народной, «самоигральной» истории до вещи жесткой, провокативной. Но все они хороши. Лаборатория – это стресс, шок для всех. Никто не знает, что будет, но может получиться интересно.
Антон Коваленко поставил спектакль-шок «Зима красных фонарей» по пьесе Адама Раппа – вещь жесткую, вызывающую неоднозначную реакцию зрителей. Рузанне Мовсесян достался моноспектакль «Матадор» по пьесе Вячеслава Дурненкова. Историю о дружбе бывших узников варшавского гетто рассказала зрителям Евгения Беркович (пьеса «В тени виноградника»). Работой Михаила Заеца стал спектакль «Класс Бенто Бончева» по пьесе Максима Курочкина. Это спектакль-антиутопия о мире будущего, где люди живут без любви, не зная, что это такое.
Какой из эскизов лаборатории войдет в репертуар Магнитогорской драмы, предстоит решить зрителю.