Новости культуры российских регионов
17 октября 2012
Урал

Париж – город химерический

В областном Музее искусств открылась выставка Елены Щетинкиной.

Начало этой выставки было положено в столице Франции, а продолжение последовало в башкирском городе Октябрьский.

Елена Щетинкина свободным художником не может быть по определению. Отлить фарфоровую скульптуру можно только в условиях завода. В России, начиная с 90-х годов, одно за другим стали закрываться фарфоровые предприятия. Елене Щетинкиной с ее изломанными формами и дерзкими в своей непрактичности вещами там и вовсе не находилось места. В 2010 году она едет в парижский Site internationale des arts (международный городок художников), чтобы договориться о сотрудничестве с фарфоровыми заводами в Лиможе или Севре. Но оказалось, что и там эти производства – на грани разорения.

В Париже Елена Александровна сделала графическую серию. Искусствовед Светлана Шляпникова считает, что все рисунки окрашены тоской художницы по фарфору. И действительно: плотно примыкающие друг к другу невысокие дома, мосты, фонари, деревья и лица проступают сквозь… фарфоровую посуду или даже помещены в нее. Но контуры посуды – лишь один из ключей или, как выражается Елена Александровна, «входов» в субъективный Париж. Есть и другой вход – роза. Цветок, подаренный в одной из парижских лавочек в «довесок» к туалетной воде, вдохновил художницу, несмотря на кажущуюся банальность. Вспомнилась «Роза в стакане», один из лучших рисунков Врубеля. Сначала она рисовала розы, затем вылепила их в фарфоре.

По приезде из Парижа Елена Александровна нашла фарфоровый завод, способный воплотить ее замыслы, – под Уфой, в городе Октябрьский. Оборудование и материалы – современные, а эстетические пристрастия застряли где-то в соцреализме. И Щетинкину с ее изломанными, подчеркнуто асимметричными формами поначалу отказывались понимать. Как так: у вазы разные ручки, и почему одна выше, а другая ниже? Что уж говорить о существе (собирательный образ Парижа):  «Париж – город химерический», – говорит художница…

На выставке Елена Щетинкина предстанет человеком ренессансного масштаба. Кроме фарфора и графики она показывает свои фотографии французской столицы (доказывающие, что ее фарфоровый Париж – не только фантазия, но и воплощенная реальность), инсталляцию и даже эссе.