Новости культуры российских регионов
16 октября 2012
Сибирь

Полет с крокодилом

Если у вас есть знакомые дети в возрасте старше трех лет – срочно бегите покупать билеты в Кемеровский театр для детей и молодежи на спектакль «Что случилось с крокодилом».

Правда, в афише спектакль этот – в соответствии с новой терминологией – заявлен как «4+», но действию с неослабевающим интересом внимают и совсем юные крохи.

Режиссер Ирина Латынникова выбрала в качестве главного принципа постановки свой излюбленный прием: игру со зрителем в знакомые всем предметы. И вот длинный стол, засыпанный песком, превращается в Африку, серая бумага, скрученная тут же, на глазах, – в настоящие пальмы, а рука артиста Сергея Синицына с натянутым до пальцев рукавом (кажется, его только что оторвали от старого свитера) – в опасного крокодила.

Пьеса Марины Москвиной, положенная в основу спектакля, повторяет сюжет «Гадкого утенка». Отложил крокодил яйцо, ждал своего детеныша дольше положенного срока и получил в результате «неведому зверушку»: ни кусаться, ни плавать не умеет. Что с таким делать? Бабки-мамки предлагают разумное решение: съесть. Чтобы не позориться перед другими и вообще. Но папа-крокодил нянчит своего малыша всеми доступными ему способами. И в конце концом тот обретает крылья, новых родственников и способность летать.

Но прелесть нового спектакля – не в выборе материала, а в том, сколь изобретательно и талантливо обращаются с ним актеры. Вероника Киселева и Светлана Лопина превращаются в своих персонажей прямо на глазах, стремительно меняя маски. На мгновение задумываются «как сделать, чтоб похоже» и моментально мастерят из подручных средств нужный реквизит. Если Африка – значит должно быть что? Жирафы, верблюды, лев, слон. И все эти персонажи являются перед нами столь быстро и остроумно сооруженные, что зал заходится смехом от радости. Вот они же – воплощенное «бытовое зло», две стервы-родственницы, готовые сожрать заживо, лишь бы не уронить свой «статус». Фразочка: «Ты его просто – ам! – и все. Как таблетку…» стала бы просто цитатой наших дней, прозвучи она в таком вот исполнении с экрана. 

Юная Евгения Колотова со своим желтеньким маленьким героем обходится почти вообще без слов: практически все реплики птенца она озвучивает с помощью свистка-свиристелки, так что они заставляют вспомнить плач грудничка, еще не умеющего говорить. Вообще «Что случилось с крокодилом» - спектакль, который с удовольствием смотрят и дети, и взрослые. Мамы особенно.

Неожиданная концовка: птенец учит своего папу-крокодила летать, и таки тот – выучивается! – выглядит не утешительной сказочной натяжкой, а вполне убедительной метафорой. Ну да, мужчинам – полеты. Если сильно захочет – сможет преодолеть любые законы природы. А от зрительниц, обсуждающих спектакль после окончания, я услышала и такую версию: «Очень поучительно! Когда наш папа в очередной раз откажется посуду мыть, я ему скажу, как тот птенец: «А ты попробуй лапками, лапками – как будто плывешь!».

Тут и приглашение детей «поиграть на сцене» выглядит органично и естественно. Умиляет, когда в финале малыши, сидящие в непосредственной близости от помоста (спектакль идет на малой сцене, практически все маленькие зрители умещаются вокруг стола) благоговейно зарывают в песок свои руки. А еще получают в подарок от театра по крохотному бумажному крокодильчику. Настоящему. Из тех, которые вот только что изображали на сцене детишек-крокодилят. И отходят затихшие, сосредоточенно прокручивая что-то в своих головах.

- Ну, точно, сегодня все газеты в доме пойдут на зверей из Африки! – смеются мамы.

А разве бывает впечатление от театра сильнее?