Новости культуры российских регионов
11 октября 2012
Центр

Путешествие по стилям

В городе выступили столичные музыканты-импровизаторы.

Всякое деление музыки на жанры – не более чем иллюзия. Призванная разве что помочь продавцам музыкальных магазинов расставить диски по полкам. Сюда, мол, рок, сюда – джаз, сюда – классику. А вот куда при таком раскладе «воткнуть» альбомы яркого московского коллектива «Маримба плюс», выступившего на днях в  воронежской областной филармонии благодаря стараниям организаторов «Воронежских джазовых сезонов»?..        

Их называют «миксологами» академических традиций, этнических красок, джазовых импровизаций и современных музыкальных тенденций. Видимо, так оно и есть. Но, чаще всего, чем более «навороченное» сочетание стилистик умудряется выдать группа или ансамбль, тем менее эти «изыски» слушабельны. Наша ситуация – иная: несмотря на мощный полистилевой замес, «Маримба плюс» слушается легко и с удовольствием.

Во французской стороне

Музыканты рассказали о том, что уже не первый год сотрудничают с анимационным режиссером Юлией Ароновой.   В таком содружестве создана музыка к пяти анимационным фильмам; работа над пятым завершена совсем недавно. Музыку к одной из лент, «Камилле», «Маримба плюс» записывала с Большим симфоническим оркестром. А ещё группа озвучивала для французского телеканала девятисерийную киноработу про мастеров, которые делают холодное оружие. Материал для  фильма собирали по всей России – и для  каждой серии «Маримба» представила отдельную музыкальную тему. У нас в стране, кстати, эту нетленку не показали ни разу: едва фильм появился, его  выкупили французы.

Лидер коллектива, композитор Лев Слепнер, который помимо непосредственно музыкальной деятельности  руководит агентством «МАЛС» («Музыкальное Агентство Льва Слепнера») и одноименным рекорд-лейблом, а также преподает, поведал, что всё-таки главным своим делом считает музицирование и сочинительство.

Музыканты радостно сообщили, что им удалось привезти в Воронеж  важную часть новой программы коллектива – видео-арт, созданный усилиями  некоего Матвея Романенко. А вот альбома на физическом носителе  пока нет: запись именно сейчас дорабатывается – сводится, как говорят музыканты. В ноябре, правда, диск обещали доставить в Воронеж. И предложить к продаже на  запланированных джазовых мероприятиях – хорошее подспорье желающим пополнить свои коллекции за счет этого релиза. Ведь воронежские магазины компактов и винила  предлагают не много интересного из российской музыки…


Охота к перемене мест

Новая программа группы (представленная воронежской публике, кстати, раньше, чем жителям обеих столиц) называется «Flight over the world» («Полет над миром»). Каждая вещь посвящена какой-то конкретной стране.

– Путешествия – неотъемлемая часть нашей жизни, – заметил Лев Слепнер. – Если мы долго сидим на одном и том же месте (а в моем понимании «долго» – это неделя) – тут же возникает желание куда-то съездить, на что-то новое посмотреть. Никуда не стремиться – странно. Мы как цыгане: всё время где-то. И это в радость.

«Отрабатывая»  такую  установку, музыканты  уже побывали в Африке, Испании, Болгарии, Черногории. И посвятили этим странам композиции. А вот, например, в Молдавии – пока не довелось, хотя вещь про Молдавию уже написана и играется на концертах. Очень хотят «маримбовцы» побывать и в Индии: «индийская»  музыка на новом альбоме тоже наличествует.

Есть композиция и о России, вот только пока её не успели доделать. Скорее всего, она войдёт в следующую пластинку группы. Вещица называется «Русский танец»; по заверениям музыкантов – очень красивая штука, с русскими фольклорными голосами. Вообще-то, маримба, на  которой играет  Слепнер – инструмент африканский (а ещё – это имя африканской богини). И маримба не подразумевает того, чтобы играть на ней русские народные мелодии. Тем не менее, русскую музыку группа с удовольствием исполняет. Чего они не «выдают» – так это традиционных вещей: вся музыка – авторская. И  большинство произведений написаны как-таки Львом Слепнером.

Не экспромтом единым

Также группа «Маримба плюс» – автор московского фестиваля «Этнодрайв». Музыканты уже провели четыре большущих феста, первый из которых назывался «Афрокельты по-русски». Оформили мероприятие со вкусом: посмотрите в интернете афишу с чернокожей матрешкой! Там, помимо всего прочего, звучала кельтская мелодия, сыгранная в африканских ритмах и спетая российскими фольклорными коллективами с потрясающими солистами. Сочетание несочетаемого! Слушалось полотно, утверждают  музыканты, настолько однородно и правдоподобно, что все думали – так и должно быть.

Что касается музыкальных пристрастий участников коллектива, вокалистка и перкуссионистка Татьяна Шишкова призналась, что слушает всё, что хорошо звучит. Стилистических рамок нет – и это прекрасно.

Как  на любого грамотного музыканта-меломана, на «маримбовцев» оказывают существенное влияние другие исполнители. Хорошие и разные. При создании вещей, имеющих национальный колорит, больше  слушается народной музыки конкретной страны. Таким образом «Маримба»   погружается в мир, который впоследствии будет воспет.

Эволюция музыкальных вкусов каждого из участников группы шла своим путем. Лев Слепнер, к примеру, начинал слушать музыку с тяжелого рока, а после получения академического образования пришёл к джазу. Проявилась дикая тяга к импровизации: импровизировать очень хотелось, но, опять-таки, «благодаря» академическому образованию, почти не моглось. Пришлось «переучиваться» – постигать приёмы и принципы импровизационной музыки. Но такие пристрастия  не вылились в то, что «Маримба плюс» стала играть чистый джаз. Доля импровизации в музыке коллектива велика, но  – не экспромтом единым…

Секрет успеха

Наверное, именно благодаря тому, что группа не стала играть музыку в каком-то узком формате, у неё появилось огромное количество поклонников по всему миру. Буквально три месяца назад творения «Маримбы» попали в международные интернет-магазины типа iTunes. Результат этой акции превзошёл ожидания участников коллектива: рейтинги скакнули сразу в топ-10, на уровень продаж Beyonce. Всего за три месяца! Лев признался, что даже не знает названий  тех стран, откуда им теперь приходят пометки «fan».

Секрет успеха, быть может, еще и в том, что об оригинальности материала  музыканты, по их собственному признанию, в процессе создания композиций не задумываются. Но частенько переделывают структуры треков, меняют аранжировки. И такими  «переделками» добиваются  большей органичности.

Что же касается выступления в Воронеже – двухчасовой концерт представлял собой компиляцию из новинок и давних вещей группы, которые в среде поклонников «Маримбы плюс» давно признаны классикой.