Новости культуры российских регионов
9 октября 2012
Сибирь

Без подруги, но со сметаной

Премьерой спектакля «Дачная история» Кемеровский театр кукол им Гайдара открыл в минувший четверг 71-й театральный сезон.

В основу спектакля, поставленного Дмитрием Вихрецким, положена известная пьеса Михаила Супонина «Как лиса медведя обманывала». Несмотря на простоту сюжета, ее любят кукольники и ставят часто и в разных интерпретациях. Сама интрига пьесы дает обильную пищу для разнообразных трактовок. В сущности, перед нами – нескончаемая история нескончаемых отношений. Между добродушным увальнем Медведем и проказливой красоткой Лисой.

Помнится спектакль «Соседи», поставленный по этой же пьесе Абаканским театром кукол и показанный у нас в Кемерове на первом фестивале детских театров «Сибирский кот» (потом этот спектакль получил «Золотую маску»). Там Лиса и Медведь разыгрывали историю несложившегося романа. Она все пыталась как-то заинтересовать его собой, придумывала поводы наведаться в гости, вступить если не в «добрососедские», то хоть в какие угодно, пусть даже конфликтные отношения. А он искренне не понимал, чего она от него добивается, отчего так немотивированно бесится, и то велся на нелепые уловки, то всерьез сердился. Короче, вечная басенная история, как «Лиса и Журавль». Двое вроде и пытаются подружиться, но не могут, ибо говорят и чувствуют по на разных языках. Это было смешно, трогательно и очень поучительно.

Если продолжать аналогию с баснями, то Дмитрий Вихрецкий поставил скорее историю про Стрекозу и Муравья. Лиса в его спектакле (Ирина Дементьева) – это ленивая и жадная на плоды чужих трудов «попрыгунья». А Медведь (Игорь Сорвилов) – туповатый и исполнительный куркуль. Как ни крути – оба персонажа не слишком обаятельны. Многое, правда, искупает юная прелесть исполнителей и красивое оформление спектакля (куклы и сценография Елены Наполовой). Оба артиста – новое приобретение театра, оба только что окончили актерский курс Дмитрия Вихрецкого в Кемеровского университете культуры и искусств. Обоих мы видели в весьма заметных ролях в симпатичном пантомимическом спектакле «Любовь. Не только танцы».

Здесь же Ирина Дементьева и Игорь Сорвилов в общем эксплуатируют уже найденные ими сценические образы. Он – брутальный, недалекий и очень простодушный, Она – игривая не без стервозинки, поминутно готовая на всякие пакости. Но не от низменной жадности , скорее, от нереализованного креатива. Однако вот эту-то лисью черту и не удалось явственно проявить в спектакле. В результате перед нами просто дурная тетка, которая вредничает непонятно почему. Сосед ей добром предлагает: угостись! Но и от рыбки, и от малины, и от блинов она высокомерно отказывается. Чтобы тут же потихоньку их выкрасть.

При всем этом наблюдать за телодвижениями громоздкого служаки-отставника Медведя и за женственными трепетаниями Лисы порой любопытно. Тем более что авторы спектакля с удовольствием погружают зрителей в атмосферу только что отзвеневшего лета – с его пышными красками, изобилием даров природы, дачными радостями. Это подчеркивается симпатичной сценографией: уютные шезлонги и летние столики, фрагменты усадебных оградок, пышные газоны, кусты, ягодники, решетки, увитые плющом. Все изобильно, красочно, по-дачному пестро. Очень правильно, что для воплощения сказки на сцене режиссер избрал технику планшетных кукол: при этом мы видим мимику и движения актеров-исполнителей. И это взаимодействие куклы и кукловода – порой синхронное, порой – нарочно вступающее в противоречие (словно артист ведет диалог со своим персонажем) наполняет спектакль (откровенно говоря, довольно плоский) неким дополнительным объемом.

Финал спектакля – Лису прогнали, украденную сметану вернули хозяину – оставляет тем не менее грустное впечатление. Ну, остался ты при своих запасах, однако один, как перст, без всякого общения. И что – счастлив?