Новости культуры российских регионов
5 октября 2012
Центр

Долг – платежом

В музее им. Крамского презентовали юбилейные монеты.

Очередное мероприятие, посвященное 175-летию со дня рождения художника Ивана Крамского, художественный музей его имени организовал  совместно с Главным управлением Банка России по Воронежской области.  Уже из этого «запева» нетрудно догадаться: выставка, открывшаяся силами такого партнерства, посвящается деньгам. Конкретно – юбилейным монетам.

Представители департамента культуры и архивного дела, руководители областных музеев, представители Воронежской государственной академии искусств, регионального  отделения Союза художников России, банков,   известные воронежские издатели и нумизматы; собрание по случаю открытия «платежной» выставки вышло весьма представительным.

 

История и современность

Что предложил Банк России воронежцам на «погляд»? Во-первых – памятную серебряную монету номиналом в два рубля, выпущенную в связи с  юбилеем   Ивана Крамского. Вместе с ней в экспозиции  представлены все «экземпляры», появившиеся в последние пять лет и напрямую связанные с историей воронежского края. Это монеты из драгоценных металлов, вышедшие в серии «Памятники архитектуры России»; среди них – посвящения Успенской Адмиралтейской церкви, Покровскому собору и Алексеево-Акатову монастырю.

Монет из серии «Выдающиеся личности России», которую и продолжила «фамильная» денежка в честь художника Крамского, – две. Кроме названной, это «спецвыпуск», подготовленный к  двухсотлетию поэта Алексея Кольцова.  Не забыта и  воронежская легендарная техника: в серии «История русского военно-морского флота» вышла монета «Гото Предестинация», а в  серии   «История русской авиации» – монета «ТУ-144». Два образца «запротоколировали» присвоение  Воронежу почетного звания «Город воинской славы». 

Не дежурно заинтересовала  публику серия недрагоценных монет, выпущенных Банком России в память о двухсотлетии Отечественной войны 1812 года. Это 16 «двухрублевок» с изображениями полководцев и героев Отечественной войны: Кутузова, Барклая де Толли, Багратиона, Давыдова, Платова, других выдающихся личностей. 10 пятирублевых монет «отражают»  сражения и знаменательные события войны 1812 года и заграничные походы русской армии 1813-1814 годов, в перечень коих  попали  Смоленское, Бородинское, Тарутинское, Малоярославецкое, Лейпцигское сражения.

Портретная галерея

Эмблему празднования двухсотлетия российской победы 1812 года «несет» еще одна двухрублевая монета. А как таковую победу русичей в той великой войне «запечатлела»    монета номиналом в 10 рублей. По совокупности военную тематику, посвященную разгрому армии Наполеона, раскрывают  28 монет из недрагоценных металлов – все они являются законными платежными средствами, имеющими хождение  на территории России.

 Отмечу и оформление «бородинской» экспозиции, по-настоящему зрелищную ее подачу: монетки выставлены на фоне карты боевых действий, в соседстве с фигурками, которые в народе принято называть солдатиками. Благодаря такому приему нетрудно проследить географию событий двухсотлетней давности, которым адресованы  «денежные» посвящения. Вот уж воистину: долг – платежом. Долг нескольких поколений россиян перед героическими предками…

Виновниками торжества на церемонии открытия  выставки были не только монеты. Но и люди – три воронежских художника.  Виктор Бойченко, Владимир Шпаковский и Евгений Щеглов выполнили по заказу Банка России 34 портрета руководителей государственного Банка, из которых (портретов) теперь составлена замечательная, по оценке экспертов, портретная галерея. Созданная  к 150-летнему юбилею Банка России, пришедшемуся на  2010 год,  она  расположена в Москве, в головном историческом здании учреждения (улица Неглинная, 12). 

Благодаря усилиям воронежских мастеров  созданы  реалистичные образы руководителей Банка, передающие индивидуальность каждого из них и вместе с тем  отражающие  характер и черты различных эпох – от времени царствования Александра II до современности.

 

Расстрельные портреты

Банкиры подчеркивают: то, что  художники Центра Черноземья явились авторами галереи, – знак  признания  местной  художественной традиции.  И  убедительное свидетельство мастерства и таланта наших живописцев. А директор музея Владимир Добромиров, выступивший  художественным консультантом и экспертом при создании галереи, объяснил, почему именно Щеглов, Шпаковский и Бойченко сотрудничали с Банком.

– Замечательно, когда обычная, казалось бы, для художника работа становится историей. А почему эти три автора, а не какие-то другие, писали портреты? При том, что портретистов, достаточно успешно работающих в своем жанре, у нас  много? Здесь главный критерий был, кроме, конечно, профессионализма – высокая, вернее, очень высокая работоспособность и самодисциплина.

Виктору Бойченко, по мнению заказчиков, досталась наиболее сложная часть работы – портреты руководителей государственного Банка 20-30-х годов. Репрессии их не обошли: от этих людей остались лишь невзрачные фотографии, по которым писать портреты крайне трудно. Однако они вышли у Бойченко на удивление живыми, «человеческими» – мастерство, однако!..

– Материал был основной трудностью при создании этих портретов, – поделился Виктор. – Что такое работать по фотографиям с расстрельных дел? Ужас просто…  Начал я с того, что скрупулезно изучал судьбы, биографии. Сходство должно было быть четким, поэтому для каждого портрета сначала делал небольшой эскиз. Одежду подобрать – та еще задачка; только некоторые люди сфотографированы в экипировке – в кожанках, например. А в большинстве случаев пришлось обряжать манекен в одежду той эпохи – косоворотки и тому подобное. Но работа оказалась очень полезной в плане тренинга: я в тот период кроме нее практически ничего не делал, но в профессиональном плане не только не потерял, но – приобрел, по собственному ощущению.