Новости культуры российских регионов
5 октября 2012
Поволжье

Откуда берутся деньги?

«Комедiя» выпустила спектакль о главных героях современности.

«Ожившая на сцене классика» - это когда молодые парочки в антракте, посмеиваясь, сравнивают себя с героями пьесы и припоминают схожие житейские коллизии. Так было на премьерном спектакле театра «Комедiя» «Бешеные деньги» в постановке Надежды Ковалевой.

 «А комедию сыграть бы надо!» - оттолкнувшись от этих слов героя-бездельника, история начинает крутиться-вертеться, подобно колесикам белых тележек на сцене, которые задают зрелищу темп и вызывают немало ассоциаций (с белками в колесе, с шестеренками в часах, с «заезженностью» Островского). Белые колеса, белые колонны, белый рояль на фоне зеленого сукна – таков стильный облик спектакля (художник – Борис Шлямин). Зелень отсылает и к азартной игре, и к хрустящим банкнотам. А на рояле и впрямь будут играть – причем не всегда в прямом, музыкальном смысле слова.

Рояль – атрибут дворянского образа жизни, от которого страшно далека новая генерация – деловые люди, для коих игры нет – только работа. Потому Савва Васильков (Дмитрий Ерин) изначально уступает окружению красавицы Чебоксаровой (Юлия Палагина) в живости, изяществе и остроумии. Игра, игривость – ключевые слова для постановки. Оригинально и тонко исполнены моменты флирта молодой героини с ее несостоявшимися спонсорами. Причем «скользкие» сцены не обрушиваются в пошлость, скорее создают образ соблазнительности беззаботной жизни, от которой постепенно остаются рожки да ножки…

Актерам не приходится пускаться в сомнительные шалости с оригиналом, чтобы звучать «как сейчас», а зрителям обеспечено приятное удивление от встречи с ничуть не занудной классикой. Особенно если учесть, что «Комедiю» любят люди респектабельные, не понаслышке, должно быть, знакомые с такими типажами, как главная героиня.

При всей остроте и актуальности «Бешеных денег», реалии сегодняшнего дня все-таки иные: привыкшие к богатству в силу своего происхождения – это нынче такая же редкость, как и добропорядочные деловые люди. Однако многое у Островского, что было туго понимаемо в советские годы, за последние двадцать лет стало реальностью: все эти векселя, сделки и собственно деньги. Но фокус пьесы в том, что деньги – герои виртуальные. Все крутится вокруг них, все о них мечтают, но их нет ни у кого, за исключением одного персонажа, да и у того капитал незримый.

Для артистов этот спектакль – раздолье. Для поклонников «Комедiи» - праздник: популярнейшие артисты театра предстают во всей красе, играют с удовольствием и вдохновением. А вот смысловые акценты звучат не слишком отчетливо. Вопрос о том, кому зритель должен больше сочувствовать, по сути, отдан на откуп актерскому обаянию. Кто кого переиграет? Кто соберет больше зрительских голосов в свою пользу? Бессовестная прелестница Чебоксарова? Предельно циничный, но умный Глумов (Михаил Булатов)? Беззлобный стареющий пошляк Кучумов (Валерий Кондратьев)? Куражистый и неунывающий Телятев (Сергей Бородинов)? Или же Савва Васильков, проделывающий путь от провинциального простачка до победителя?

По ощущениям, зал склоняется к идее справедливого возмездия попрыгунье-стрекозе с ее легкомысленным окружением, одобрительно аплодируя торжеству Василькова. А ведь у Островского положительных героев нет: на смену вырождающемуся дворянству приходит сила туповатая и примитивная. И проблема не в том, кто честнее добывает деньги, а в том, что кроме них для героев не существует ничего больше…