Новости культуры российских регионов
4 октября 2012
Северо-Запад

После Кирилла Симонова

О премьерах и проблемах накануне открытия 58-го театрального сезона рассказывает директор Музыкального театра Карелии Елена Ларионова.

– Начало нового сезона мы воспринимаем как некий новый рубеж. При этом у каждого сезона свои особенности. Сейчас в нашем репертуаре десять больших спектаклей. Много или мало? Несколько меньше, чем мы планировали, и этот факт в какой-то степени беспокоит. Для сравнения: в репертуаре Саратовского театра оперы и балета порядка 60 спектаклей.

– О скудном финансировании как препятствии к творчеству говорил в своем последнем интервью перед отъездом главный балетмейстер театра Кирилл Симонов. Последняя балетная премьера  минувшего сезона – «Золушка» – появилась на сцене только благодаря московскому меценату. Свои  меценаты у нас еще не появились?

Могу назвать десятки фамилий представителей делового мира республики и Петрозаводска, которые оказывают помощь театру на протяжении целого ряда лет. Их помощь очень важна и нужна театру. Но чтобы кто-то взял на себя финансирование спектакля – такого нет.

Случай с «Золушкой» особый. Там меценат, который нам помог, очень четко знал, чего он хочет. Он  спонсировал именно эту постановку балета. Это  было своего рода соавторство. Кирилл Симонов создал на нашей сцене авторский балет. Это был очень большой и важный творческий этап в жизни театра. Его постановки могли нравиться или нет, но равнодушным не оставляли никого. Это была авторская труппа, и в этом и достоинство ее, и недостаток. Достоинство – в уникальности, недостаток, наверное, в том, что когда уходит автор, вслед за ним уходят и исполнители.

Нашему новому главному балетмейстеру Надежде Калининой предстоит сейчас много работать, чтобы  балет сохранил свой творческий уровень. Труппа в новом  сезоне пополнилась свежими солистами, пришли не только выпускники хореографических училищ, но и исполнители, имеющие опыт работы в других театрах,  и не только российских. Уже началась работа над балетом «Конек-горбунок» на музыку Родиона Щедрина. В премьерном плане «Жизель» Адана. В репертуаре обязательно  останутся и балеты, поставленные Кириллом Симоновым. Так, новый сезон мы открываем  последней премьерой минувшего сезона «Золушкой» в его постановке.

– В оперной труппе вроде бы более стабильная ситуация…

В оперной труппе работают заслуженные артисты Карелии, лауреаты и дипломанты международных и всероссийских конкурсов, творческая молодежь. Безусловно, главным привлекательным моментом для них является возможность сотрудничества с таким выдающимся оперным режиссером, как Юрий Александров. Его яркая творческая индивидуальность и высочайшее профессиональное мастерство привлекли в Петрозаводск многие лучшие молодые голоса России. Сегодня в активе труппы сложнейшие музыкальные спектакли, в планах дальнейшее освоение мирового оперного репертуара. Свежесть и свобода от ложных жанровых штампов, которые, несомненно, есть у труппы, делают оперу  в постановке нашего театра актуальной и современно звучащей.

– В Петрозаводске ходят слухи, что Музыкальный театр не обижен. Если не секрет, сколько театр получает из бюджета республики?

В финансировании театров самый больной вопрос – выделение денег на новые постановки. В 2010-м  мы не получили ни копейки, в прошлом году 2,5 миллиона, в этом – два миллиона рублей. Много? Это половина стоимости одного качественного спектакля. Так, например, смета постановочных расходов балета  «Золушка» – это и декорации, и костюмы (их в спектакле более двухсот), постановка сценического света и многое другое    в конечном счете составила четыре миллиона рублей. Кому-то кажется, что это сумасшедшие деньги. Но для сравнения приведу еще один пример: премьера  оперного спектакля в одном из ведущих провинциальных театров (не столичном) обошлась почти в 40 миллионов. Мы не собираемся соревноваться с ведущими театрами России в финансировании, но ставить хорошие спектакли, на высоком художественном уровне  можем, и обидно, когда это не получается не по творческим причинам.

Есть приятные и для нас, и для публики новости. В начале ноября состоится премьера оперы «Мадам Баттерфляй» Пуччини в постановке Юрия Александрова. Началась работа над большим музыкальным новогодним представлением. Как и в прошлые годы, будем выходить с большой сцены на другие площадки – в Музей изобразительных искусств, в зеркальное фойе театра, приглашать артистов из Санкт-Петербурга, иностранных дирижеров.  

После долгого перерыва в репертуаре театра появится опера на музыку карельских композиторов – «Тростниковая свирель» Бориса Напреева и «Меч кузнеца» Юрия Зарицкого. Для любителей камерной музыки подготовили три абонемента: «Вечера для гурманов», «Рождественские вечера» и «Тайна русского романса». Большие планы у театра по выступлению на площадках в районах Карелии.