Новости культуры российских регионов
3 октября 2012
Поволжье

Познакомимся заново

В театре «Актерский дом» состоялась премьера спектакля «Скамейка».

Пьеса советского драматурга Александра Гельмана «Скамейка» в недавнем прошлом была достаточно популярна. Лирическая комедия о любви с успехом шла на театральных подмостках не только нашей страны, но и за рубежом. И вот историю о мужчине и женщине, случайно встретившихся летним вечером на скамейке городского парка, решили представить в театре «Актерский дом».

В постановке режиссера Василия Чернова спектакль обрел новое имя «Познакомимся заново». История о любви, об одиночестве, о недоверии друг к другу актуальна, как в 1983 году, когда была написана, так и сейчас. Однако наличие сотовых телефонов и социальных сетей в наше время ситуацию сильно бы усложнило, запутало, а может быть, и вовсе сделало невозможной.

Мужчина (Алексей Меженный) и женщина (Любовь Тювилина) знакомятся в парке на скамеечке. Профессиональный ловелас, хоть и под градусом, стремится быстро взять очередную «крепость» по имени Вера, но неожиданно выясняется, что они уже знакомы. Это произошло ровно год назад, в этом же парке. После проведенной вместе ночи у нее дома, он умчался якобы в общежитие за вещами и пропал безвозвратно. Юра, он же Коля, а через несколько минут и вовсе Алексей не просто врет, а виртуозно живописует одну историю за другой, в которых он разведен, потом снова женат, командирован или живет в этом же городе. В конце концов, не только Вера, но и зритель перестает понимать, где искренен герой Алексея Меженного, а где фантазирует. Вера, в свою очередь, всякий раз вскрывает обман, пытаясь докопаться до сути, до правды, хотя кажется, что это уже невозможно. Да и какой она будет, эта правда? Но в этой словесной дуэли между мужчиной и женщиной, словно шелуха, начинает отпадать все надуманное, искусственное. И становится понятно, отчего два совершенно чужих человека, если не считать шести совместно проведенных часов, по подсчетам героя Меженного, четыре в прошлом году и два сейчас, почему они никак не могут встать и просто разойтись? В парк, на эту скамейку, каждого из них привело одиночество. Ее личное одиночество разведенной женщины с ребенком, которая мечтает, хотя бы вот этого, еще не очень потрепанного жизнью мужчину привести в свою квартиру, потом построить с ним домик. А еще завтра, нет, сегодня же показать родственникам. Но и он - Юра – Коля – Алексей, а, в конце концов, по паспорту, Федор, женатый и даже очень любящий свою жену, но не любимый, не нужный ей, вдруг обнажает свою боль и свое собственное одиночество, с которым, как он признается, ведь как-то надо жить.

В декорациях и музыкальном оформлении не уловить времени, когда происходит действие спектакля - скамейка, нарисованные на заднике лавочки, с выцарапанными «Валя + Толя» или «Люба – дура». Только сам текст пьесы вызывает легкую ностальгию, когда слышишь, что надо спешить, ведь скоро гастрономы закроются, или упоминание о том, что героиня работает контролером ОТК на трикотажной фабрике. И рассуждения героини о размеренном семейном счастье, о благополучии кажутся чем-то забытым, устаревшим, как те пресловутые фарфоровые слоники на подоконниках, которые, однако, еще никто не отменил.