Новости культуры российских регионов
24 сентября 2012
Поволжье

Тольяттинское метро

Открылся новый сезон в молодежном драматическом театре.

Тольяттинский молодежный драматический театр открыл 20-й юбилейный сезон премьерой спектакля «Лайф-лайф», по пьесе современного драматурга Глеба Нагорного. Жанр пьесы определен автором как «психологический тренинг в 2-х действиях». Режиссер спектакля – Владимир Хрущев.

Действие происходит в вагоне метро. Входящим в зал зрителям раздавали жетончики метрополитена с логотипом театра. По необъяснимым причинам поезд застревает между станциями, и люди, оказавшиеся в вагоне, сами не ведая того, становятся участниками и одновременно жертвами спланированной акции. Среди 12 заложников в закрытом пространстве вагона оказывается сотрудник фирмы «Лайф-лайф», занимающейся тренингами, направленными на личностный рост. Каждый из 12 персонажей представляет легко узнаваемый типаж: Женщина с длинными ногтями, Инженер в кепке, Девица в мини, Мужчина с кейсом, Баба с пакетами, Мужик - Петр, Просто мужчина… В наше неспокойное время внезапная остановка поезда метро невольно вызывает мысли о теракте, но Лайфист (Юрий Бутко), воспользовавшись удобной для него ситуацией, пытается заученными фразами разрекламировать свой «товар». И без того настроенная агрессивно публика быстро раздражается, и Просто мужчина (Андрей Лактюхов) предлагает в конце концов нажать кнопу вызова машиниста. Случайно брошенная фраза Петра (Олег Погорелец) «А вдруг там бомба» во всех поначалу вызывает сомнение и даже смех, однако нажать никто не решается. Возникает спор, перерастающий в драку, пока женщина-бомж (Галина Матюшкова), до этого тихо сидящая на полу, не подходит и спокойно не нажимает злосчастную кнопку. Ситуация разрешилась просто – никто не ответил.

Сценография спектакля решена кинематографично: общий план, средний, крупный. Изначально зритель видит только часть вагона с пассажирами в центре сцены, словно на срезе. Потом сиденья с поручнями и фонарями разъезжаются по краям, оставляя больше пространство для действия героев. Сцена постоянно трансформируется, сиденья поворачиваются к зрителям или разворачиваются, создавая ощущение, что мы смотрим в окно вагона из тоннеля. Все это придает динамичность спектаклю, действие которого происходит в четырех стенах.

После безрезультатного, но благополучного нажатия кнопки выясняется, что в вагоне – труп. Во время драки кто-то из присутствующих убил «Пенсионера с кроссвордом» (Андрей Бубнов), который теперь лежал в глубине сцены с ножом в спине. И одновременно, словно чертик из табакерки, на сцену выскакивает сотрудник милиции (Роман Верхошанский), до того якобы спавший в вагоне.

История заточения превращается в детектив, достойный Агаты Кристи. Кто убийца? Подозрения переходят от одного к другому. «Все это напоминает игру в «Мафию», - говорит Парень (Алексей Клименко) и затем долго и в подробностях описывает правила игры. Вообще в спектакле звучат и название компьютерных игр, и рекламные слоганы, сленг и ненормативная лексика. Оказавшись в экстремальных условиях, каждый, не стесняясь другого, начинает душевно обнажаться, проявляя себя не с самой лучшей стороны. В момент очередного накала страстей в вагоне гаснет свет, а после его включения, вдруг выясняется, что труп исчез.

В спектакле нет не только положительного героя, но нет главного героя вообще. Им пытается стать поочередно каждый. Из уст Инженера в кепке - ( Александр Двинский) звучат обвинения в цинизме. Но все продолжают жевать бутерброды, которыми поделилась Баба с пакетами (Марина Матюхова). «Страна бреда и брендов», - говорит Инженер, однако не отказывается в итоге от предложенного бутерброда.

Дольше всех держится Женщина с длинными ногтями (Юлия Филановская). В первом отделении этот образ интригует. Впрочем, в итоге и она выдает себя рассуждениями о делении на слабых и сильных. А ее попытки взять ситуацию под контроль, рушатся как карточный домик.

И только тут у собравшихся появляется мысль, что все это розыгрыш. «Как же мы теперь будем жить? Ведь мы ж теперь все равно что голые?» - ужасаются герои. Увы, звучат фанфары и поздравления: «Вы стали участниками нового реалити- шоу». Лейтенант оказывается подставным лицом, а женщина-бомж оператором, снимавшим все происходящее. И далее практически гоголевская немая сцена и ничтожные попытки Петра убить жизнерадостных киношников.

И когда уже актеры  под аплодисменты выходят на поклон, зритель пытается поймать взглядом полюбившегося за эти два часа, пусть не положительного, а даже наоборот, но героя, выясняется, что зацепиться-то не за кого. Главный герой остался не только за рамками пьесы, но и спектакля.