Воронежцев продолжают знакомить с творчеством великих: в музее Крамского – второе пришествие на черноземы произведений самого загадочного художника ХХ века, Сальвадора Дали. Масштабная графическая серия – 105 подлинных иллюстраций к Ветхому и Новому Завету – в течение полутора лет путешествует по стране стараниями московской компании «Артгит». А хранится – на постоянной, так сказать, основе – в частном итальянском собрании.
«Сальвадор Дали. Священное послание»; афишу с таким анонсом можно будет видеть на здании музея по 25 ноября включительно. Столь значительный, даже по несуетным музейным меркам, срок демонстрации произведений Дали определяется их безусловной ценностью. Равно как и уникальностью воронежского показа: ни одной из представленных на выставке работ знаменитого испанца в собраниях российских музеев нет.
Не для слабонервных
Итак, Библия. Книга Книг для европейских творцов (да и мирового искусства в целом) двух последних тысячелетий. Обращения к библейским сюжетам – как правило, в иносказательной, притчевой форме – требуют от художника известной деликатности в раскрытии темы. Что, конечно, не отменяет творческой самостоятельности и даже дерзости; мне кажется, представленные иллюстрации Дали полностью соответствуют такой концепции.
– Должен сказать, что на этой выставке равнодушных не будет, – упредил события на предшествующей открытию пресс-конференции представитель «Артгита» Александр Щеляков. – Мнения прозвучат полярные, но сам накал, разворачивающийся по мере событий, запечатленных в работах Дали, заставит зрителя как-то реагировать на увиденное. Независимо от его оценки.
Александр знает, о чем говорит: случалось, рассказал, люди около выставочных образцов в обморок падали. Что, дескать, доказывает их подлинность: у постеров никто подобных потрясений не испытывает.
– А самое удивительное – воздействие этих работ на залы музеев, в которые мы приезжаем, – делился гость. – Все они имеют свою энергетику: что-то ведь там висело, хранилось. Бывает, ощущается в помещении запах затхлости. А буквально через день после того, как наши экспонаты распаковываются, воздух становится чистым. Почему так происходит, я не знаю. Но душой не кривлю, мне незачем.
От провокации до целомудрия
Дали решился на рискованное предприятие – передать библейские истории языком сюрреализма – с подачи Джузеппе Альбаретто. В 1963 году этот человек сделал художнику заказ – проиллюстрировать новое издание Библии. На что мастер согласился с энтузиазмом: проект предполагал детальное и глубокое изучение текстов Священного Писания, духовное проникновение не только в сюжет повествования, но и в его скрытый смысл. А Дали, в постоянном творческом поиске «зависая» между реальностью и фантасмагорией, и прежде пытался найти Бога не только в окружающем мире, но и в себе самом. Видимо, не случайно родители дали ему имя Сальвадор – оно переводится, как «спаситель».
105 работ, выполненных в смешанной технике, сочетающей акварель, гуашь, тушь, пастель, карандаш, появились в 1963-1964 годах. И практически сразу были переведены в литографии: они и показаны в музее. Каждая из работ – попытка интегрировать фантазии, свободу, чувства, волю, интуицию художника в емкий, многомерный мир Библии.
Специалисты считают, что непревзойденный провокатор Дали и на этой – коварной, согласитесь – стезе остался верен себе. Мне же показалось, что именно в «изложении» Библии художник куда более мягок, острожен и тактичен, чем обычно. Отчасти даже целомудрен. Да, он и здесь – мистик и сюрреалист, настойчиво заглядывающий в подсознательное, но – куда яснее и лаконичнее, чем в иных сериях, выражающийся. Не знаю, наступал ли Дали на горло собственной песне в процессе работы над «Священным посланием», но «звучит» она академичнее, чем можно было предположить. Как ни парадоксально говорить об академичности применительно к Сальвадору Дали – человеку, чье сознание воспринимало не столько реальный, сколько придуманный жизненный опыт, искаженный увеличительным стеклом фантасмагорического видения. Художник строил свою жизнь на сюрреалистический манер – столь же безоглядно, как и свои произведения. Сюрреализм для него – не просто течение в искусстве. Но – тип мышления, система ментальности, способ взаимодействия с миром. И, соответственно, стиль жизни, ориентированный на решение коренных вопросов бытия и экзистенции человека. На меньшее Дали не соглашался.
Сотворение мира
Несколько лет назад Воронеж видел иллюстрации великого испанца к «Божественной комедии» Данте. Принимая в расчет это обстоятельство, Александр Щеляков заметил:
– Человек, побывавшей на той выставке, может рассуждать таким образом: «Зачем я пойду на Дали, если я уже его видел?» С таким же успехом можно сказать: «Я прочитал «Воскресенье» Толстого – зачем читать «Войну и мир»? Настоящий художник или писатель характеризуется масштабностью своего развития. И это не значит, что он повторяется: Дали – очень разный. Это человек, который постоянно экспериментировал. И не только на холсте или листе.
Дальше прозвучала история, касаемая создания первой (по занимаемому в экспозиции месту) литографии библейского цикла, «Сотворение мира». Автору необходимо было физически лицезреть всплеск энергии. И он взял – что бы вы думали? Стакан с кровью! Подбросил его вверх – и насладился, так сказать, зрелищем, полетом этой крови. Который запечатлели не только глаза, но и мозг художника.
– А кровь «течет» практически по всей Библии – едва ли не на каждой ее странице, – развивал идею Щеляков. – Впрямую не рассказывается о том, что это – кровь, но происходящие события говорят сами за себя… А как изобразил Дали Чашу Грааля? Как передал исходящее от нее сияние? Он взял гончарный круг. Разогнал его. И сбросил сверху бычий пузырь, наполненный краской. В центре взрыва, который произошел, и изобразил Чашу Грааля.
Муравьи и улитки
Искусство требует жертв – и Дали на них с легкостью шел. Известно, что ради яркости красок – надо было, чтобы они выглядели свежими, «сегодняшними» – художник безжалостно давил улиток. И разбрызгивал «сок» этих бедняжек на краски; прием создавал иллюзию, что изображение – с пылу, с жару. А уж изобретательность проявлял, граничащую, по-моему, с клиникой – для того, чтобы шедевр получался непременно шедевром. Чтобы «читались», как надо, работы, выполненные (как бы) в технике перенесения фрески на ту или иную поверхность (своего рода подражание византийству, эпохе Возрождения), Дали создавал нужную фактуру: литографический камень – а это отполированный, обработанный определенным образом кусок известняка – расстреливал из ружья 1812 года. Ради придания будущему отпечатку объемности; камень получался испещренным – и в результате выходило то, что надо. А почему оружие «датировалось» обязательно 1812 годом? Кто ж нам ответит…
Экспериментаторство, как известно, не отменяет использования любимых символов, цветов, оттенков и т.д. На некоторых из представленных работ можно видеть знаменитые «сюровые» костыли. На других появляются «фирменные» муравьи Дали. На третьих – где-то там, на горизонте – знакомый человек с посохом.
Еще одно мнение профессионалов: библейские работы художника при всей противоречивости и спорности привлекают внимание зрителей не только к искусству, но и к новому прочтению Священного Писания. Особенно это актуально для молодежи, склонной отвергать поучения и догмы предшествующих поколений. В этом смысле Сальвадор Дали – еще и миссионер, «озадачивший» наши дни оригинальным толкованием библейских мотивов.