Новости культуры российских регионов
18 сентября 2012
Центр

Тоска по человечности

Выставочный зал на Кирова представляет творчество двух художников.

При всем обилии художественных выставок, устраиваемых на городских площадках, эту следует  признать редкостью: не так часто экспозицию составляют произведения учителя и ученика. Именно такую развернули в выставочном зале на Кирова, где демонстрируются  работы Аркадия Васильева и Александра Саввина.

Обе фигуры  – из разряда тех, к которым хочется присмотреться самым пристальным образом. Главное их достоинство, в равной мере применимое и к Аркадию Павловичу, и к Александру Вадимовичу – честность, прямота, объективность  высказывания. А вот содержание этих «прямоты и объективности» – разное. Едва ли не диаметрально.

Порядочность и благородство

Аркадий Васильев (1904 – 1966) остался в истории воронежского изо  не только как художник. Преуспел он и в статусе общественного деятеля, просветителя: свободно владея кистью и карандашом, оценивал работы коллег, будучи многие годы председателем и членом Художественного совета. Являлся одним  из основателей – в составе инициативной группы (1932-34) – товарищества «Художник» и местного отделения Союза Советских художников. Среди талантливых учеников  Васильева – не только Александр Саввин; Аркадий Павлович был наставником целой плеяды воронежских художников, среди которых такие известные мастера, как Михаил Лихачев, Николай Пичугин, Андрей  Хазаров.

С Воронежем связана творческая биография Васильева, а обычная началась в Николаеве, где он родился – в семье потомственного русского офицера. По ощущению, принципиальная позиция «честь имею», свойственная этой категории военных, «отработана» Аркадием Павловичем сполна: по полотнам видно, что художник отличался  глубокой человеческой порядочностью  и благородством.

Юность Васильева прошла в Липецке. Там он окончил Реальное училище, занимался рисованием у известного впоследствии рисовальщика и скульптора Д.А. Колосова. В год приезда в Воронеж (1921)  Аркадий Павлович поступил в Воронежские Высшие Государственные мастерские, где его педагогом стал знаменитый Александр Бучкури, ученик Ильи Репина.

Война и мир

В 1927 году Аркадий Васильев окончил техникум по живописно-декоративному отделению и был оставлен там же – преподавать. Параллельно, после двух лет работы вторым художником в Воронежском государственном драматическом театре, получил квалификацию художника-постановщика. В военные годы писал плакаты для «Окон ТАСС», полотна «боевой» тематики, картины, посвященные восстановлению Воронежа.

Выставка на Кирова предлагает, однако,  другого Васильева – мирного и светлого. Этот человек умел искренне любоваться простыми, бытовыми  вещами, поэтизируя «обыкновенность» без какого-либо напряжения. Напротив – с доброкачественной наивностью. Понятно, что художник любил этот мир вне его помпезной стороны: вот – пионеры на лужайке парка «Динамо», вот – лошадки на фоне заката. Взгляд на объект изображения, тем не менее, не проходной – зоркий. Реалист Васильев умел зрить в корень, поэтому его работы передают не только внешнее сходство с натурой, но и ее состояние. Тихие речные плесы, золотые осенние дубы, уголки старого Воронежа, донские дали, деревенские избы под соломой, мальвы возле плетня… Никакой нарочитости, никакой дидактики; одухотворенный портрет природы, не меньше. А специалисты «останавливаются» на небе Васильева, отмечая: оно – всегда разное. И – всегда волнующее: нежное, спокойное, ветреное, тревожное, загадочное…

Люди, знавшие Аркадия Павловича, вспоминают: с ним становилось светло. А дочь, Татьяна Аркадьевна Пяточенко, рассказывает: в годы гонения на религию отец постоянно перечитывал Библию и Евангелие. Называл их книгами великой мудрости. Которой, судя по всему, обладал и сам.

С «волчьим билетом»

Александра Саввина (1945-2005) я открыла для себя несколько лет назад; кажется, это была его первая посмертная выставка. Произведшая на меня колоссальное впечатление. Когда вышел материал о ней, в редакцию пришел еще один большой художник, Иван Борисович Воронов – тоже уже, к сожалению, покойный. «Спасибо за статью о Сашке Саввине…» А он «спасибо» на ветер не бросал. И симпатий направо-налево не расточал: экономный на чувства и эмоции был человек. А тут – поди ж ты…

«Друзья называли Александра Саввина последним воронежским романтиком, – говорится в справке, подготовленной к  выставке. – Иван Воронов характеризовал его творчество, как тоску по уходящей человечности.» Точнее не скажешь.

То, что человек был очень талантлив, с огромным потенциалом – очевидно. Как и то, что в плане самовыражения он рано определился: рисовал с детства. С 10 лет занимался у Аркадия Павловича Васильева. В 1962 году поступил в Саратовское художественное училище, параллельно посещал мастерские художников Гущина и Артанова.

Выпустился  Александр Вадимович из училища со справкой – практически с «волчьим билетом». Поскольку, заканчивая обучение, принципиально отказался писать дипломную работу на ударную тему в духе соцреализма. Такой исход не помешал стать профессионалом высокого полета, найти работу в родном городе: Саввин трудился в театре оперы и балета художником-исполнителем, преподавал в художественной школе, работал в худфонде .

Официоза – избегал

На первый взгляд, на Васильева Саввин не похож ничем. По большому счету, он, следовавший традициям реалистичной живописи, был импрессионистом. Интересовавшимся  не столько темой, сколько ее нюансами, обуславливающими  передачу состояния; полностью соглашусь со знатоками, указывающими на благородство цвета и легкость кисти, коими отличаются работы художника. Он как бы упивался живописным словом – именно словом!  Искал его, как единственно точное, единственно возможное  в конкретном  контексте. Да не смутит такое определение читателя-зрителя: повествовательность (читай – описательность, иллюстративность) творчеству Саввина нисколько не свойственна.

«В основе его метода живописания, – опять обращаюсь к справке – было стремление не скрупулезно передать все детали предмета, а прежде всего – его суть, свойства. В каждом полотне видны высокая культура живописного восприятия натуры, умение увидеть и отобразить красками необычное в обычном…»  И если с «умением увидеть» надо родиться, что Александр Вадимович и сделал, то «высокая культура живописного восприятия» – не иначе, как от учителя, Аркадия Васильева. Вот в этом аспекте художники очень близки друг другу.

Побывав на той, первой выставке Саввина, я, помнится, очень удивилась: почему никогда прежде никто в Воронеже не говорил о художнике  такого мощного дарования? Мне объяснили: любого и всякого официоза он  умышленно избегал. Шумная слава этого человека не прельщала, хотя он мог бы ее иметь, не только живописи благодаря. В выставочной витринке лежат листки с литературным  творчеством Александра Саввина – кажется, какой-то рассказик. Замечательно крепкая проза.  Только на листочках, видимо, и сохранившаяся…

Когда запоздало, уже «в пустой след» открываешь для себя такого «масштабного» человека – воспринимаешь его уход, как личную потерю. А в том, что при жизни это был неформальный лидер в узких интеллектуальных кругах, высоко ценивших его мнение, нет никаких сомнения. «Любовь Саввина к живописи, музыке и поэзии, были для Воронежа чем-то уникальным,» – утверждают его товарищи. Достаточно посмотреть работы мастера, чтобы убедиться в этом.