Новости культуры российских регионов
17 сентября 2012
Поволжье

«Золотая репка» под парусами

Фестиваль «Золотая репка» открылся «Алыми парусами».

Фестиваль-лаборатория театров для детей «Золотая репка» в этом году в буквальном смысле поднял паруса. «Репка» открылась музыкальным спектаклем РАМТа по повести Грина. Затем эстафету принял Кировский ТЮЗ «На Спасской», сыгравший в Драме свои «Алые паруса». Второй истории поверить оказалось легче, чем первой.

 

Типичный мюзикл

Который год на «Репке» обсуждается проблема детских спектаклей большой формы, и отборщики (Михаил Бартенев и Олег Лоевский) сетуют, что легче найти десяток хороших камерных постановок в программу фестиваля, чем одну достойную для его открытия на большой сцене. В этом году организаторы изобретательно вышли из положения, построив программу вокруг трех разных версий «Алых парусов» Грина. Для профессионалов на этой «Репке» есть интрига в том, чтобы сравнить три постановки по одной и той же повести. Для зрителей на открытие привезли зрелищную музыкальную мелодраму – будь ты «хоть негром преклонных годов», а все равно растрогаешься, когда Ассоль наконец-то сможет обнять своего Грея.

Музыку к спектаклю, поставленному худруком РАМТа Алексеем Бородиным, написал Максим Дунаевский, драматурги Михаил Бартенев и Андрей Усачев вольно интерпретировали повесть Грина, а художник Станислав Бенедиктов придумал декорацию в виде огромного проржавевшего куска металла, выгнутой формой напоминающего кусок корабельного корпуса. Самарская публика, заполнившая зал Театра драмы до отказа, осталась в восторге и устроила овацию актерам.

РАМТ, один из лучших на сегодня театров, ставящих в нашей стране для детей, показал во всех смыслах слова типичный мюзикл, со всеми плюсами и минусами этого жанра. Со схематичным сюжетом и клишированными приемами, но тем не менее обаятельный именно в этой своей незамысловатости и наивности.

Бартенев и Усачев написали музыкальную мелодраму с неплохими текстами песен, изрядно переделав при этом Грина. Ассоль у них четыре года не сходит с маяка, чтобы не пропустить свои алые паруса. Спектакль целиком и полностью сконцентрирован на ней, Грея почти нет: играющий его Александр Рагулин появится только в финале, чтобы вымочить паруса в красном вине, спеть дуэтом с Ассоль, повиснув на канатах в красивой и бессмысленной в своей предсказуемости сцене.

Ассоль в РАМТе играют Рамиля Искандер и Александра Розовская, дочь драматурга и режиссера Марка Розовского, известная работами в РАМТе и ролью Кати Татариновой в «Норд-Осте». В Самару приехала именно Розовская. Она играет совсем не тот типаж, что Вертинская в знаменитом фильме. У Розовской Ассоль – пацанка, девчонка в леггинсах из двора, поверившая в неосторожно рассказанную сказку. С этой дворовой девчонкой мог случиться драматичнейший поворот. В противовес никак не прописанной линии Грея драматурги подробно придумали историю сына трактирщика, Меннерса-младшего (Денис Баландин). Впрочем, в его истории, как и в сюжете в целом, не хватает некоторой складности. С одной стороны, сын трактирщика оказывается вовсе не таким негодяем, как отец, загубивший мать Ассоль. Младший Меннерс любит Ассоль и даже в какой-то момент чуть не срывается в морское плавание. Зрители, склонные домысливать сюжет наперед, тут же все поняли: парень сейчас уплывет и вернется Греем. Не тут-то было – в самый неподходящий момент в Меннерсе, видимо, восстали гены, и он чуть не женился на Ассоль, шантажируя ее освобождением из тюрьмы отца.

В фабуле есть и другие нестыковки и очень странные места – например, пару раз восстает из мертвых трактирщик. Но в мюзикле, в конце концов, не это – самое важное. В «Алых парусах» Дунаевского музыку слушать приятно (хотя иногда в ней угадываются знакомые мелодии), а пение – вполне можно, то есть поют актеры так, как положено драматическим артистам – кто-то хуже, кто-то лучше. Дунаевский построил музыкальную часть на хоровых партиях, благодаря которым спектакль изобилует массовыми сценами, часто танцевальными.

И за эти зажигательные хоровые сцены и танцы в матросках, за огромное красное полотно, накрывающее ряды кресел в финале (над всеми простерся алый парус), за то, что хозяйка притона и жители Коперны, так уверенно певшие «Что смотреть в это море? Что смотреть в это небо?», оказались посрамлены - зрители готовы не замечать в спектакле мелких недоразумений. Музыкальная сказка у РАМТа состоялась – чего же боле.

 

Про чтение

Совсем иначе выглядели вторые «Алые паруса» в программе фестиваля — спектакль Кировского ТЮЗа «На Спасской». Худрук театра Борис Павлович показал, что по знакомой с детства повести можно поставить что-то еще, кроме душещипательного мюзикла. В Кирове сделали спектакль про чтение. Про то, как культовую для многих поколений романтическую повесть читают сегодняшние подростки. Театр не отрабатывает сюжет через наросшие на него штампы, а пытается свежим взглядом оценить старый текст. Часть постановки вообще не имеет прямого отношения к сюжету «Алых парусов». Молодые актеры, одетые в белое, выходят на авансцену и говорят «от себя» - про первую поездку на море, про единственный кадр из хрестоматийного фильма с Вертинской, оставшийся в памяти, про страхи, связанные все с тем же морем. Часть повести пересказывают так же — своими словами, в разговоре, с усмешками и комментариями. Где-то читают текст Грина, в «пиковые» моменты цитаты даже проецируются на белый задник, поднимающийся, как парус. Где-то начинают играть, и в этой части есть настоящие режиссерские удачи. Одна из них — страдательный монолог Ассоль с яблоком во рту. Полноватая девушка в отчаянии садится на пол и начинает в слезах жаловаться на то, как трудно ждать принца, одновременно большими кусками откусывая яблоко. Монолог от этого становится неразборчивым, а сцена — пронзительной до слез и смеха одновременно.

Другой такой же удачей стала сцена в лесу, когда Грей надевает на палец спящей Ассоль кольцо. У Павловича четыре Ассоли (по числу актрис спектакля) нетерпеливо протягивают руки четырем Греям. В эти моменты режиссер точно схватывает наше сегодняшнее отношение к истории про принца под алыми паруса: и трогательно, и смешно — а ведь все равно хочется верить, как ни крути. Грин, может быть, и не великий писатель в том, что касается стиля, но когда из «Алых парусов» берут одну только сюжетную линию, все обаяние истории пропадает. И спектаклю, поставленному, как чтение книги, веришь гораздо больше, чем эффектным мюзиклам.

Комментарии

Марина Дмитревская, театральный критик, главный редактор «Петербургского театрального журнала»:

То, что «Алые паруса» так востребованы в сегодняшнем театре — это симптом. В подлые времена зрители особенно хотят высокого, чистого и романтического. История про принца и мечту везде идет на аншлагах. Но этот материал всегда был очень рискованным. Что-то парфюмерно-кондитерское, с обложки конфет, из них сооружает «на раз». Мне кажется, что сегодня театр должен искать в этой сказке что-то, что позволит поверить в нее современному зрителю.

 

Татьяна Тихоновец, театральный критик (Пермь):

- Мне показалось, что в «Алых парусах» Павловича сами «Алые паруса» - только повод. Для меня самым ценным здесь был вербатим, то, что рассказывают о себе актеры. Мне кажется, это спектакль о трагизме жизни, который очень остро воспринимается в юношеском возрасте, а потом жизнь распыляет его. В спектакле есть несколько острых моментов, в которые миф переворачивается. Мы привыкли, что Ассоль — это Анастасия Вертинская, а здесь нам показывают, что любая девочка — Ассоль.