Новости культуры российских регионов
14 сентября 2012
Поволжье

Поезд въехал прямо в сад

Театр драмы открыл 215-й сезон.

По сложившейся в драме традиции, зритель, а точнее зрительница, первой вошедшая в зал в новом сезоне, была награждена цветами и множеством подарков, главный из которых - абонемент на все премьеры сезона. А давали в день открытия как раз новый спектакль - «Вишневый сад» А.П.Чехова, поставленный московским режиссером Валерием Саркисовым.

Спектакль начался демонстрацией на небольшом экране в глубине сцены фильма братьев Люмьер «Прибытие поезда», сразу погружая зрителей в атмосферу конца девятнадцатого века.

Монохромность скупых темных декораций проецировала внимание зрителей на актеров, не позволяя отвлекаться от хода событий. Особенным в спектакле получился Лопахин. В исполнении Сергея Блохина он вышел чрезвычайно обаятельным. В грубоватой мужицкой манере поведения и речи угадывалась неожиданная для довольно циничной личности грусть. Этот человек, далекий, казалось бы, от сентиментальности, от всей души переживает, пытается предложить выход, помочь разорившимся владельцам вишневого сада. Однако в результате с отчаяньем машет рукой - никто не желает к нему прислушаться.

Очень притягательным получился лирический дуэт Лопахина и Вари (Мария Мельникова). Актеры с удивительной точностью показали глубину и сложность скрытых, невысказанных чувств между двумя столь разными и одновременно схожими людьми. Их персонажи тянутся друг к другу даже в те моменты, когда не разговаривают.

Невероятно ярким был образ брата главной героини Гаева, блестяще сыгранный Анатолием Фирстовым. Забавный, трогательный мужчина-ребенок, иногда чуть капризный, часто говорящий лишнее, но очаровывающий добротой и искренностью.

Настоящей жемчужиной спектакля стала главная героиня – помещица Раневская. Игра Елены Турковой безупречна. Ее Раневская – ранимая, хрупкая, щедрая, прекрасная – приковывает к себе восхищенный взгляд, заставляя сопереживать пронзительной печали, по-детски наивной радости, любым метаниям и переменам ее души…

Без слов понятна глубина ее трагедии в финале спектакля. Ведь эта потеря больше, чем просто расставание с садом, имением. Это потеря части себя самой, своих корней, воспоминаний, болезненный разрыв нитей, связывавших с безоблачным детством.

Спектакль закончился кадрами короткого фильма-хроники. На фоне стен-скелетов, с которых сорвали покровы, и спущенной на пол огромной люстры, экран показывал идиллическую картину пикника в саду, собравшего персонажей спектакля вместе. Они были спокойны, радостно улыбались и дурачились, будто ничего не случилось - и все счастливы…