Новости культуры российских регионов
11 сентября 2012
Москва

И хочется бежать, да некуда

«Хроника времен Бориса Годунова». Санкт-Петербургский театр «Пушкинская школа».

Премьерный спектакль интригует  пояснением: «По произведениям Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина и М.П. Мусоргского». Пять лет назад выпускники актерского курса Владимира Рецептера, курса, ставшего затем под его же руководством театром «Пушкинская школа»,  уже играли трагедию «Борис Годунов», но в чистом виде (режиссер Иван Стависский). Теперь сам худрук вернул артистов в пьесу, нагрузив их при этом текстами Карамзина из «Истории государства Российского», несколькими  ариями из оперы Мусоргского и, что самое главное,  размышлениями самого А.С. Пушкина об его трагедии,  о русском театре, об отечественной истории. Главная   нагрузка в новом спектакле Рецептера пришлась на актера Дениса Волкова, который здесь  Пушкин и есть, только без бакенбард.  «Хроника времен Бориса Годунова» - это, в сущности, диалог автора со своим творением, а по его поводу  и со всем миром. С друзьями и недругами, с издателями, историками, публикой, с бесконечно почитаемым им Карамзиным, «последним», по его словам, « летописцем», эстафету из рук которого принимает именно Пушкин, ибо знает: больше некому.

Сцены трагедии молодые актеры исполняют, как и всегда в этом театре, практически, без «подпорок». Костюмы лишь обозначены какой-то деталью, мизансцены просты. «Пушкинцы» играют с редким для своих лет пониманием предмета и цели высказывания. В спектакле  возникают яркие вспышки совершено нового смысла, найденного в, казалось бы, давно известных героях. Вот  Пимен Дениса Французова, главное качество которого … простодушие. Перед нами не монументальный монах, но прозрачный старец с детскими глазами, который по доверчивости подсказывает будущему Самозванцу повод действовать. А вот и сам царь Борис Григория Печкысева,  молодой, циничный, бесконечно далекий от раскаяния. Знаменитое «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста» он произносит с остервенением – вот ведь, думал, все сойдет с рук, а выходит иначе.

 

Рецептер чередует  пушкинские ямбы с  жесткой, мужской прозой Карамзина, которую его актеры легко «раскидывают» между собой как реплики. Историческая трагедия увеличивается в объемах и нависает мрачной глыбой. В финале возникает сильная сцена пострижения Бориса, сочиненная режиссером на основе подлинного обряда, и понимаешь – все это о покаянии,  так до сих пор и не совершенном страной царей и самозванцев, генералиссимусов и генсеков, премьеров и президентов.

 

А что брат Пушкин? Ему, как всегда, труднее остальных. Он здесь своими рефлексиями  организует действие и одновременно противостоит ему. Он сообщает спектаклю изрядную порцию информации для серьезных размышлений, а порой хочется просто пьесы и игры.  Но именно ради  Пушкина, который долго не решался печатать свою трагедию, ибо слишком многое  прозревал вокруг себя, режиссер  затеял все это эксклюзивное предприятие.

 

Сценарий и постановка  Владимира Рецептера.

Сценография Вячеслава Лебедева.

В ролях: Денис Волков, Никандр Кирьянов, Григорий Печкысев, Денис Французов, Иван Мозжевилов, Павел Хазов и др.