На стене кабинета нового главного - автографы Марселя Марсо, Эльдара Рязанова, эскиз Феллини, подаренный Тонино Гуэррой, диплом «Золотой маски»… В актерско-режиссерском мире Виктор Шрайман – человек известный и заслуженный. И от него потребовалась немалая решимость, чтобы изменить жизнь и приехать в Нижний Новгород.
- Виктор Львович, как вы отважились возглавить театр, в котором не так давно происходили конфликты?
- Во-первых, я бесконечно доверяю директору ТЮЗа Александру Гарьянову, которого знаю не один десяток лет. Во-вторых, два месяца работы здесь над «Ужином дураков» были для меня абсолютной эйфорией. Мне очень понравились артисты – своей серьезностью, одаренностью, заточенностью на работу… Двадцать два года я был главным режиссером разных коллективов, но в последние годы отказывался от этого поста. Так что для меня это резкая перемена судьбы.
- Сегодня Нижегородский ТЮЗ – единственный крупный театр города, где есть главный режиссер. Как вы видите свою роль?
- Нужно выращивать театр, закладывать перспективу его жизни. Я уже принял на работу молодых артистов – выпускников театрального училища. Важная часть политики – отслеживать все процессы в театре, как садовник: поливать, выращивать, выкорчевывать сорняки - назревающие проблемы. Я создал совет при главном режиссере, потому что нуждаюсь в обратной связи с труппой.
- В последнее время труппа ТЮЗа была расколота надвое. Теперь это разделение исчезнет?
- Надеюсь на это, потому что здесь я встретил разумных людей. Конфликт возник в связи с определенными обстоятельствами. Обстоятельства изменились – думаю, все срастется. Я очень рассчитываю на мудрость моих коллег.
- Насколько вы учитываете то, что театр детско-юношеский?
- Я обязан учитывать это. Это отдельная проблема – что такое ТЮЗы сегодня. Не всегда легко видеть на сцене российских театров немолодых женщин и мужчин, изображающих детей. У меня есть своя позиция на этот счет, но правила игры я буду соблюдать. В городе сохранится театр ЮНОГО зрителя.
- Когда мы увидим вашу первую постановку на новом посту?
- В первых числах марта. Это будет пьеса «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта. Тут есть свой расчет. В пьесе много персонажей, что позволит занять в спектакле почти всю труппу, познакомиться с ней профессионально. На днях я общался с театральной молодежью, предложил идею самостоятельно выбрать пьесу для постановки. А в конце сезона хочу поставить спектакль, в котором будут заняты артисты старшего возраста. Я вспомнил об одной замечательной пьесе, которая была легендой современного нам МХАТа…
- Кто помимо вас будет ставить спектакли в сезоне?
- Еще до моего прихода в театр на постановку новогоднего спектакля был приглашен худрук Музыкального театра города Майкопа Юнус Сулейманов. Откроет сезон спектакль Елены Фирстовой по мотивам рассказа Мамина-Сибиряка «Про собак». Ее же я попросил поставить «Спящую красавицу» Чарльза Уэя, которая когда-то была в репертуаре. Есть в планах сезона и постановки других приглашенных режиссеров.
- Удалось ли вам немного освоиться в Нижнем?
- Я был в этом городе не раз. Мне он нравится, врастаю в него постепенно. Но иногда, конечно, возникает такое странное чувство: «Где я?» Хотя мне легче «приживаться», чем моей жене, ведь я много ездил по России и разным странам…