В него вошли три объемные монографии – «Донское казачество в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах русской армии 1813 и 1814 годов», «Донские генералы в Военной галерее Зимнего дворца» и «Донские казаки. Грудь в крестах». О том, как создавались эти труды, рассказал доктор исторических наук, профессор кафедры специальных исторических дисциплин и документоведения исторического факультета ЮФУ Анатолий Агафонов.
- Как долго вы работали над своими монографиями?
- В течение 14 лет. Первые публикации появились в 1998 году, а потом появились разные темы и сюжеты этого направления.
- А эти темы и сюжеты сами вас находили?
- Когда я работал над докторской диссертацией, а она была посвящена теоретическим вопросам исторической науки, я затронул тему источников и теоретического источниковедения, у меня возникла идея создать работу, посвященную наградам и пожалованиям донского казачества. Эта тема нигде не рассматривалась. Военная история казачества довольно хорошо освещена, и она имеет уже свою историографическую традицию, а история наград и пожалований казачества, то есть, что получали казаки за свои подвиги и деяния - практически не исследована. Огромный объем источников есть в различных архивах РФ, а видеоряд отразился и в музеях за границей – в том числе, и бывших музеях СССР. Я работал в музеях Франции и Бельгии - в музее лейб-гвардии казачьего полка, в музее Парижа, в музее армии во Франции и в военном королевском музее в Бельгии.
- А какой счастливый случай привел вас в эти музеи?
- Я выиграл грант правительства Франции в 2006 году и работал в национальном научном институте демографии Франции и одновременно обратился в музей лейб-гвардии казачьего полка, где мне оказали большую помощь и предоставили видеоряд, а также материалы, которые были вывезены из России и оказались в их распоряжении.
- Можно понять, что казаки к своим наградам относились очень трепетно, если, уезжая с родины, захватили их с собой?
- Отношение к наградам было очень бережным. Музей лейб-гвардии казачьего полка считается одним из лучших в мировой музейной практике музеев армейского типа. Он является общественной организацией потомков лейб-гвардии казаков, выехавших в Париж. Это связано со многими причинами, и одна из них – желание сохранить музейную коллекцию. Музей воссоздан по инициативе одного из последних командиров лейб-гвардии казачьего полка Ильи Оприца, до этого музей находился в Петербурге, в 1917 году был отправлен на Дон, а в 1919-м – в Константинополь. Генерал-майор Илья Оприц провел огромную работу по сохранению военных реликвий. Там хранятся почти 60 портретов командиров этого полка.
Для музея в 1929 году было построено здание, где представлены награды и знаки отличия, причем не только офицеров, но и рядовых казаков. Представлена и великолепная коллекция оружия. Прекрасно представлены мундиры, в том числе – Александра Второго, Александра Третьего, которые были шефами полка. В последние годы этот музей принял коллекцию от музея Атаманского полка, принял коллекцию комботантов..
- А это кто такие?
- Это русские участники боевых действий на стороне иностранных государств. Это те, кто воевал в рядах Французского и Испанского иностранных легионов в Малой Азии, на Ближнем Востоке. Музей лейб-гвардии казачьего полка принял также коллекцию из музея Иностранного легиона, и сейчас он является уникальным хранилищем военных реликвий.
- А теперь благодаря вашим книгам с этими сокровищами можем познакомиться и мы!
- Я им подарил свои книги, и они разрешили мне снимать все, что необходимо, но с условием, чтобы я обязательно указывал, где находится коллекции.
- Получается, что тема демографии привела к теме военной!
- У ученых всегда так – работаешь под пятью-шестью темами, а потом какая-то становится главной.
- За чей счет изданы ваши монографии?
- Плательщиком выступало правительство области. Была создана рабочая группа при губернаторе. Ее возглавил замгубернатора Виктор Гончаров. Средства – два миллиона 600 тысяч рублей – были выделены по решению правительства области.
Вторая книга – полная иконография сохранившихся портретов донского генералитета и участников войны, которые сохранились на сегодняшний день в музеях России и зарубежья. Все портреты сопровождены биографическими справками, где указаны чины, звания, награды. И третья книга – хроника участия донских казаков в Отечественной войне 1812-1814 годов, причем и на южном, и на северном театре боевых действий. Я рассказываю и об участии казаков в восстановлении Оранской династии в Бельгии. Дело в том, что, заняв Амстердам, казаки вызвали из Лондона принца Оранского, находившегося там в изгнании и посадили его на трон. Вот почему Бельгия до сих пор благодарна донскому казачеству.
- А следующие ваши работы чему будут посвящены?
- Уже готов материал на темы «Донской военный портрет времен наполеоновских войн» и «Донской военный портрет ХVIII – начала ХХ веков» (а это 100 с лишним портретов с 1795 по 1915 год), что даст возможность проследить развитие иконографии на Дону.