Новости культуры российских регионов
12 июня 2012
Поволжье

Почему нижегородцам не поют «Маленькие ночные серенады»

В рамках XII Международного фестиваля искусств им. А.Д. Сахарова на сцене филармонии дал концерт Квартет им. Бородина.

В этот вечер филармоническая публика вкушала духовную пищу особого рода. Выражаясь метафорически, нас не потчевали жирными сырами с полусладким мускатом, но предложили нечто более изысканное и тонкое, эдакие выдержанные черные маслины с очень сухим бордо. Для истинных гурманов, понимающих в качестве и вкусе!

Квартет имени Бородина знает, насколько высок уровень музыкальной культуры нижегородцев, и потому выбирает для нас нечто особенное, непопсовое. Рубен Агаронян, первая скрипка «бородинцев», говорит об этом напрямую: «Для вас мы подбираем такие произведения, которые в других залах играть, возможно, не рискнули бы. Чувствуя понимание со стороны публики, мы не боимся предлагать сложные для восприятия произведения. Двенадцатый, поздний квартет Шостаковича – по-настоящему сложный, трагический. Да и квартет Брамса – это совершенно не «Маленькая ночная серенада» Моцарта».

«Мы постоянно работаем в студии, - рассказал Рубен Микаэлович, - недавно, например, записали шесть «Русских квартетов» Гайдна. Записи – единственный достоверный документ, который остается после музыканта. На концерте необходима максимальная концентрация, выброс эмоций: тут «не перепишешь», как в студии. С другой стороны, в многочисленных студийных повторах трудно сохранить дух спонтанности. Мы предпочитаем оставлять после себя студийные записи, но вместе с тем записано множество наших концертов a live, которые весьма популярны в Сети»

Известно, что квартет сотрудничал с Шостаковичем, и ощущение духа Дмитрия Дмитриевича присутствовало в концерте. Но было и ощущение, что «бородинцы» консультировались также и с Бетховеном (деловито-сонатный квартет), и с Брамсом (симфония, переложенная на камерный состав – страстная, патетическая).

В завершение драматической программы квартет разрядил атмосферу особым «музыкальным приношением», поздравив с приближающимся юбилеем филармонию и ее директора Ольгу Николаевну Томину.  «От лица» Гайдна, Моцарта, Бетховена и Дворжака прозвучала Happy birthday to you, поочередно стилизованная под каждого из перечисленных гениев.