Новости культуры российских регионов
8 июня 2012
Центр

Почва и судьба

В художественной галерее «Нефта» выставлены работы старых мастеров.

Эта выставка не претендует на супер-открытия вселенского масштаба. Более того – она, может, и родилась в пику им. Ведь прежде, чем идти вперед и выбирать цель из разряда ультра-си, необходимо (чем чаще, тем лучше)  оглядываться назад…

Галерея «Нефта» работает в эти дни ради того, «чтобы знали и помнили». Выставка под таким названием, собранная из экспонатов коллекции известного воронежского популяризатора изобразительного искусства, коллекционера Александра Гуторова, предлагает зрителю произведения  воронежских художников второй половины ХХ века.  

 Цвет воронежского искусства

Имена этих мастеров в истории воронежского изо остались – уже. И,  надо думать, позиций своих не сдадут ныне, присно и, может быть, даже во веки веков. Но – история историей, а  объективная реальность диктует свое, ох какое изменчивое: приходят «иные времена» – приносят  новые радости. То бишь – ориентиры. Какое время – такие песни. О вкусах, естественно, не спорят, но какими бы эти вкусы ни были, почва для их формирования – одна. Великое русское искусство. Остается только гордиться тем, что в число художников, эту почву обживших, входят десятки воронежцев. Художников, в частности, второй половины ХХ века, мастерство которых удостоверено фактами: произведения приобретены Министерством культуры России, находятся в Третьяковской галерее и многих музеях.  Не только нашей страны – за рубежом тоже.

Портреты, натюрморты и пейзажи; классические жанры составляют содержание нового показа в «Нефте». И как-то, знаете, не тянет поискать среди экспонатов чего-нибудь «эдакого»: от добра добра  не ищут.

– Авторы, попавшие в экспозицию, представляли в свое время цвет воронежского искусства, – объяснил концепцию выставки Александр Гуторов. – Это, собственно говоря, люди, создавшие воронежский  Союз художников. И выставка  «Чтобы знали и помнили» преследует задекларированную в названии цель: чтобы старых художников знали, чтобы о них помнили. Потому что их жизнь и деятельность – своего рода  наставление. Пример служения  ремеслу, выбранной профессии. И действительно яркая страница культурной жизни Воронежа.

 Осмотреться и всмотреться

 Говорил Гуторов и о классической русской школе – преданность ей демонстрирует каждый из авторов выставки.

– Кто такие художники второй половины 20 века?, – спрашивал Александр Васильевич. И сам себе отвечал, – это, в основном, фронтовики. Которым после войны хотелось новой жизни – творческой. Герасимов, Куприн, Бучкури; эти люди и создавали  воронежскую школу живописи – не на пустом, разумеется, месте. Были у нас до них и Крамской, и Ге.

– Кого бы вам хотелось видеть в зрителях  выставки?

– От детсадовцев до пенсионеров. Даже если человек впервые попадает на художественную выставку – она его цепляет. Начинаются заинтересованные расспросы, звучат просьбы поделиться всей возможной информацией. Ведь настолько сумасшедшая жизнь у нас сейчас! Все бегут куда-то, мечутся. А когда вдруг попадают в музей или выставочный зал – останавливаются. Начинают осматриваться и всматриваться. Видеть не только то, что нарисовано на картине, но и – себя. Со стороны.

– Здесь представлено исключительно академическое искусство. Значит ли это, что всевозможные модернизмы и постмодернизмы вам чужды?

– Я очень хорошо разбираюсь в современном искусстве. Но оно меня не трогает; мне интересен мир моих отца и матери, в котором я тоже жил. К тому же, необъятное не обоймешь: если посвящаешь себя чему-то конкретному – ему и надо служить.