Новости культуры российских регионов
25 мая 2012
Центр

Не железная леди

Борисоглебский драматический театр «показался» воронежскому зрителю.

Добротная постановка, разноплановая (в смысле актерских амплуа) труппа, не подверженный «старению» драматургический материал; вот далеко не полный «список» плюсов, выданных спектаклем  «Леди Макбет Мценского уезда». Недавно  он прошел на сцене воронежского ТЮЗа. И, что называется, был тепло принят местными театралами.

Борисоглебский театр драмы им. Н.Г. Чернышевского  привозил в областной центр одну из самых масштабных и удачных премьер нынешнего года. «Леди Макбет» не просто с достаточным на то основанием участвовала в традиционном театральном конкурсе «Итоги сезона 2011-2012», но и удостоилось победы в номинации «За творческую самоотверженность и освоение лучших образцов отечественной классики».

Цепная реакция

В плане пополнения афиши Борисоглебский театр – рекордсмен: за сезон 2011-2012 – семь премьер! Интенсивность, конечно, вынужденная: количество зрителей в маленьком провинциальном городке таково, что новый спектакль «отсматривается»  ими едва ли не за считанные дни. В лучшем случае – месяцы. И бесперебойное  расширение репертуара – едва ли не единственная мера, позволяющая «держать» публику в ареале театрального  обитания. Будь иначе –  народная тропа в театр рискует зарасти.

Сказанное, разумеется, вовсе не значит, что борисоглебцы стараются взять количеством  в ущерб качеству. И «Леди Макбет Мценского уезда» – верное тому подтверждение.

История один в один (с незначительными купюрами) повторяет одноименную повесть Николая Лескова, которую сам автор называл этюдом, выдержанном в строгих тонах. Скромничал писатель: тот накал страстей, который подогревает сюжет придуманной им трагической любви – за рамками всех строгостей (в общепринятом смысле понятия). У борисоглебцев,  во всяком случае – так: главная героиня, Катерина Львовна Измайлова – эталон женского безумия и преступной жертвенности. В наши прагматичные дни, правда, эту жертвенность скорее назовут глупостью, но… Какой ярлык ни вешай – человеку ли, явлению – сути дела (в нашем случае – кровавого) это не меняет.

Схема – незамысловата: живет себе, поживает в уездном городке (так и просится с языка – типа Борисоглебска) скучающая купчиха (В. Заика). Вроде сильная женщина, но… Муж все время в отъезде. Свекор только и знает, что пилит за бездетность. А среди дворовых появляется вдруг красавчик Сергей  (М. Потапов) – «в красной рубашоночке хорошенький такой». И начинает подбивать клинья к хозяйке. Катерина поначалу строит из себя оскорбленную добродетель, но очень скоро и очень охотно отзывается на притязания парня. И влюбляется настолько, что теряет не только голову, но и чувство реальности: не долго думая, идет на убийство заподозрившего неладное свекра. Потом – вернувшегося не в добрый час мужа. А затем – и малолетнего родственника, претендующего на наследство; цепная реакция, однако…

Тест на профпригодность

Попутал Измайлову не бес, а любимый «Сереженька»; на пару их и отправили  по этапу. Да только даже такой поворот судьбы не остудил пыл любвеобильной купчихи: все ее мысли занимали планы свиданий с ненаглядным.  А он возьми да и пригляди себе новую пассию – барышню Сонетку (А. Вединяпина). Ей и чулки Катеринины подарил, которые она ему, драгоценному, с собственных ног сняла…

Финал – расплата за грехи: униженная и осмеянная преступница заканчивает самоубийством, попутно совершая свое последнее злодейство. Толкает в реку разлучницу-Сонетку – обе одновременно и летят в тартарары.

Исполнители главных ролей  поименованы не потому, что так положено. А потому, что их труд действительно хочется отметить. По ходу действия актерам пришлось работать разными красками – и они доказали, что такая задача им под силу. Но самый серьезный комплимент я адресовала бы режиссеру-постановщику спектакля Анне Бондаренко (недавно назначенной главным режиссером театра): ее попытка разгадать загадочную русскую душу – женскую – представляется вполне результативной. Тот надрыв, который только нашим «купчихам» и свойственен, та бесноватая страстность, ослепляющая влюбленную «леди»,  убедительно нарисованы режиссером  и старательно сыграны актрисой (что нелегко: освоение образа Катерины – тест на профпригодность).

Работа с актерами вообще – в активе Бондаренко; роли выстроены очень тщательно, в подробностях (физических и психологических). Да, порой подчеркнуто прямолинейно и утрированно  – но ведь и случай наш такой, когда белое есть белое, а черное – черное. Полутонов и у Лескова не предусмотрено.

В тему оказалось музыкальное оформление – протяжный «Вьюн над водой» вьется речитативом по всему «полю» спектакля, заставляя сопоставлять вечное и сиюминутное. Отчасти благодаря этому ходу лирическая составляющая «убийственного» действа – ярко выражена. Как правило, когда происходит именно так – скучать в зрительном зале не приходится.