Новости культуры российских регионов
23 мая 2012
Урал

Серовский феномен

Самый северный театр Урала служит Мельпомене уже 70 лет.

Приехавшая в последний год войны в Серов антрепризная труппа из Полевского решила здесь задержаться. И так получилось, что актерское братство осело навсегда, пустило корни, которые крепко ухватились за здешнюю мерзлую землю.

Провинциальность совершенно не свойственна труппе, находящейся за сотни километров даже от уральского театрального центра, не говоря уж о столичном. Провинциальность, вообще понятие не географическое. Фраза расхожая, набившая оскомину, тем не менее отлично подходит Серовскому театру имени Чехова. Имя великого русского драматурга, кстати, появилось не просто так: его присвоили в 1946 году за первую на Урале постановку «Дяди Вани». С основания Чехов был и остается любимым автором. Вот и в юбилейный вечер играли нечто удивительное – «АП!». Полукапустник-полуводевиль, где очевидны и чеховские инициалы (в основе действа два его рассказа), и отчаянное цирковое «Ап!», в котором напор и энергия дрессировщика. Две буквы – символ двуединого творческого начала: здесь два режиссера — главный Юлия Батурина, и просто режиссер — Петр Незлученко. Вот и спектакль состоит из двух частей, от каждого, по-своему прочитавшего Чехова. Ну и, в конце концов, в переводе на английский «ап!» это «вверх». Не на вершины ли зрительской любви, не на верхнюю ли ступень профессионального успеха исподволь стремятся все театры? Хотя, безусловно, подлинное искусство творится не ради премий и успеха.

При всем почтении к классике, прочтение ее в последние годы в Серове нетривиальное. Рисковое, дерзкое, на грани фола, не всегда принимаемое. Тем и интересное, привлекательное, заманчивее.

Чеховцы, как называют их в городе, никогда не разочаровывали. Спектакли могли получиться слабее или сильнее, были рассчитаны на фестивального зрителя или обычного. Главное в другом, они всегда без фальши. Никогда не изменяло чувство вкуса, стиля, времени, ощущения себя в театральном пространстве.