Вот так, одним словом: «Пасхальная». И этим сказано если не все, то главное: выставка, открывшаяся в «Нефте», приурочена к центральному событию православного года. Поэтому – без неожиданностей, что (в сегодняшнем контексте) радует: в экспозицию вошли произведения, напрямую связанные с Великим праздником в частности и христианством вообще.
Интерпретации канонов не позволяют особых вольностей. Не особых, впрочем, тоже. Что не мешает работам по заявленной тематике быть по-настоящему творческими; в искусстве, как известно, неважно «что», а важно «как». Правда, в нашем случае это звучит несколько кощунственно. Но – только звучит.
Воронежские авторы Валерия Высоцкая, Елена Журихина, Олег Климкин, Ирина Макерова, Михаил Петров, Мария Петрова, Олег Сазонов, Олег Тихонов, Анатолий Усков, Дмитрий Фисунов, Владимир Фурсов, ельчане Владимир и Галина Марченко, острогожский мастер Людмила Паршина… Все без исключения участники выставки заслуживают того, чтобы их назвали поименно; редкая, замечу, «опция» применительно к коллективным выставкам. Там обычно есть центры притяжения и статисты, а «Православную» разложить на тех и других не получится: выставка – очень цельная, торжественная и действительно высокая. Настолько, что, попадая в ее интерьеры, невольно хочется «подтянуться». Расправить плечи, поднять голову. И дух тоже…
Иконопись, живопись, графика, декоративно-прикладное и монументальное искусство, архитектура. Спектр – впечатляет, но главное – полифоничное (однако – в унисон) звучание всего того, что он объединил. Виртуозные работы Олега Сазонова: резьба по дереву – а насколько не «деревянная» в сравнении с утилитарным использованием данного ремесла («Святой Митрофан, первый епископ Воронежский, с житием», «Чудо о Флоре и Лавре», «Уверение Святого апостола Фомы»)! Филигранные линии, ювелирная точность пропорций и прочувствованное, глубокое освоение евангельских сюжетов. Плюс произведения – вот уж воистину уникальные – выполненные в смешанной технике: одно сочетание материалов чего стоит («Святой благоверный Великий князь Александр Невский», «Преображение Господне», «Шествие» и др.) Тут и кожа задействована, и бивень мамонта, и перламутр, и ткань, и металл, и чароит… Завораживают и росписи – спокойные, интеллигентные – по резному дереву Олега Тихонова. Останавливает напряженная, сгущенная, полная внутреннего (а нередко и внешнего) драматизма живопись Дмитрия Фисунова. И – противовесом фисуновскому мироощущению – мягкая, светлая и прозрачная работа Марии Петровой. Мария выставила единственный холст – «Светлая седмица» – но он стоит иных «томов партийных книжек». Зоркая описательность узнаваемой картинки, которую так и хочется назвать пасторальной, настолько трогает и располагает, что кажется: работу написал родной тебе человек. И не обязательно быть верующим, чтобы понять мотивы создания произведения и природу его очарования: достаточно иметь то, что называют тонкой душевной организацией.