Новости культуры российских регионов
23 апреля 2012
Поволжье

«Грозовой Перевал» без лирики

Новая экранизация романа Эмилии Бронте.

В большом зале Дома актера состоялась премьера «Грозового перевала» Андреа Арнольд. Фильм, отмеченный на Венецианском фестивале-2011 призом за лучшую работу оператора, отличается от других экранизаций минимализмом и великолепным визуальным рядом.

 

Страсть в подтексте

«Грозовой перевал» Эмилии Бронте в количестве экранизаций не уступает «Джейн Эйр» ее сестры Шарлотты. Лучшей версией, по мнению критиков, до сих пор считается фильм 1939 года с Лоуренсом Оливье и Мерл Оберон, посредственной — лента 1970 года с Тимоти Далтоном и Анной Колдер-Маршалл, а худшей — «Грозовой перевал» 1992 года с Рейфом Файнсом и Жюльетт Бинош. Именно эта версия пользуется наибольшей любовью зрителей.

Однако новая экранизация «оскароносной» британки Андреа Арнольд, прежде снимавшей кино на социальную и сексуальную тематику, превосходит предшественников во многом. У фильма долгая творческая история. Он сменил не одного режиссера, прежде чем нашел Арнольд. Кто только не претендовал на роли своенравной Кэтрин Эрншо и демонического цыгана Хитклиффа: первую могли сыграть Натали Портман, Скарлетт Йоханссон, Эбби Корниш, второго — Майкл Фассбендер. В итоге «звездный» состав сменили соответственно менее известная, но по-своему интересная Кая Скоделарио и перспективный дебютант Джеймс Хоусон, но это только пошло фильму на пользу. Оба артиста играют на оголенном нерве. Их герои на первый взгляд не такие страстные и истеричные, как в романе, и кажутся далекими от романтических типажей Бронте. Но сдержанность Хитклиффа и Кэтрин иллюзорна. Они тщательно скрывают от окружающих чувства, потому что никто не может понять тупой боли расставания, кроме оставленной второй половины. Но при встрече эмоции, словно нарыв, прорываются и выражаются в мастерской игре мимики и жестов артистов.

Трагедия отчуждения

Фабула романа Эмилии Бронте у Арнольд сохранена. Мистер Эрншо приводит в свою семью беспризорника-цыганенка, которого нарекают Хитклиффом и которого с самого начала ненавидит Хиндли, сын Эрншо, и любит его дочь, рыжеволосая Кэтрин. Чувства к ней, учиняемые на пару хулиганства, шутливые поединки навсегда остаются в сердце и памяти мальчика. И даже тогда, когда она выходит за Эдгара Линтона, а он, пройдя расставание, унижения Хиндли, из мести женится на Изабелле Линтон, Хитклифф продолжает жить только Кэти. Идеальный для мелодрамы сюжет Арнольд начисто лишает сентиментальной музыки, убирает пространные пафосные диалоги героев, оставляя лаконичные, но точные фразы, сводит выяснение отношений к минимуму и вообще устраняет мелодраму как таковую. «Грозовой перевал» в ее версии — трагедия человеческого несовпадения. Ее присутствие подчеркивается камерой Робби Райана в каждой детали окружающей героев природы: от вересковых пустошей и букашек в зарослях до туч, что никак не прорвутся дождем. Так же невыразима и непреодолима боль не простивших друг друга героев. Роман Эмилии Бронте рассказывал о многом: о том, что идеальные браки заключаются на небесах, о губящей любовь мести, о мешающих признать Другого социальных предрассудках. Все эти смыслы уловила и передала и Андреа Арнольд в своей ленте. Но ее фильм выдвигает на первый план фигуру Хитклиффа и повествует в первую очередь о том, как мучительно быть чужим — в любви, семье, мире. Звучащая в финале песня группы Mumford and Sons «Враг» точно выражает эту идею.