Новости культуры российских регионов
17 апреля 2012
Урал

Музыка на тему «Слова...»

В поисках оригинального материала артисты и музыканты обращаются к классике.

Два не похожих друг на друга музыкальных коллектива совершили одинаковый шаг – обратились к канонической литературе. «Изумруд» взял «Слово о полку Игореве», «Самовар-шоу» пригласил в соавторы «Двенадцать стульев».

Известный своим ажурным подходом к музыкальной классике ансамбль «Изумруд» предложил довольно неожиданные (в том числе и для самих себя) «Диалоги со временем». В разговоре участвовали А.Бородин с музыкой к опере «Князь Игорь», памятник русской письменности «Слово о полку Игореве» в исполнении басиста коллектива Константина Прокошина и рисунки юных екатеринбургских художников. Ну и, конечно, группа «Изумруд».

Вначале была всё-таки музыка. Идея поработать с музыкальными темами Бородина живет в коллективе уже давно. И изначально музыка нравилась гораздо больше, чем литературный первоисточник. Казалось, что стиль, в котором работает коллектив, вполне самодостаточен, чтобы происходящее на сцене дополнять видеоинсталляциями и сопровождать словом. Но почему бы не попробовать соединить разные системы знаков – используя кадры старых советских фильмов и современную живопись? Авторы художественного оформления «Диалогов..» – ученики ДШИ №5 Екатеринбурга, доверившие краскам и карандашам свои впечатления на тему «Слова ...», свои ощущения от «изумрудной» музыки. Историю про поход князя Игоря рассказывают народные инструменты, на экране мелькают купола церквей, которые поначалу принимаешь за древние рисунки, какими сопровождались старинные летописи. И диалог со временем возникает моментально: насколько точно дети попадают своей наивностью и простотой в контекст, какое интересное получается созвучие, в котором слышны переживания за дела давно минувших дней из ХХI века.

Музыканты не скрывают, что им хотелось сделать просветительский проект, задавая простые, но такие сложные вопросы многочисленным поклонникам и самим себе: «Что такое Россия? «Какие уроки истории вынесли?», «Как мы живем?». При всей их пафосности «Диалоги..» получились непафосными. Некоторые зрители после концерта признавались, что впервые поняли смысл «Слова...».

Очень хочется верить, что смысл (или хотя бы сюжет) «Двенадцати стульев» известен всем, кто каким-то образом прикасался к шедевру Ильфа и Петрова. Создатели и участники клип-концерта «Несерьезные танцы, или Двенадцать самоваров» не просто заменили мебель на чайники, они тоже попытались создать своеобразный диалог со временем, погрузив публику в атмосферу советского нэпа, соединив его с современной хореографией и усилив песенными шлягерами конца прошлого – начала нынешних веков.

«Несерьезные танцы» – не балет, не мюзикл, не литературно-музыкально-визуальная композиция на тему похождений господ Воробьянинова и Бендера. Их трудно отнести к какому-либо конкретному жанру, поэтому создатели спрятались за придуманный – «клип-концерт». Отчасти оправданно, потому что любой эпизод спектакля может быть самостоятельным номером (как, впрочем, и изумрудовские «Диалоги со временем» – сюита, которая может звучать в любой комплектации). Трудно сказать, какая составляющая в проекте ведущая — не очень серьезные, часто жеманные танцы, не очень привычное звучание известных песен или совсем неожиданные соединения вокала и хореографии. Каждый номер – маленькая завершенная история, глава из книги. Не театрализация романа, скорее – концертизация. Задача – под другим углом, иначе взглянуть на привычное. По большому счету, «Двенадцать самоваров» – музыкально-сценическое хулиганство с узнаваемыми персонажами-образами, с любопытными режиссерскими находками, удачными стилизациями, деликатным цитированием классики. Для чего искали клад в самоварах? Чтобы на вырученные деньги построить новый театр. У создателей клип-концерта этот театр получился.