Новости культуры российских регионов
20 марта 2012
Урал

«Мистер Икс»: неразгаданная тайна

Академический театр оперы и балета имени Глинки представил публике премьеру – знаменитую оперетту «Мистер Икс» И. Кальмана.

Это одна из лучших оперетт композитора. После выхода в 1958 году фильма «Мистер Икс» в российском музыкальном театре эта оперетта стала называться по имени главного героя. Режиссер из Санкт-Петербурга Александр Исаков не нарушает этой традиции. В его постановке Мистер Икс – главный герой действа и одно из главных его достоинств. Его исполняет Сергей Гордеев, он очень убедителен и как певец, и как драматический актер. Говорят, что Павлу Калачеву, играющего Мистера Икса в другом составе, роль воздушного гимнаста с таинственным прошлым удалась ничуть не хуже.
Неразгаданной осталась тайна: почему Мистер Икс – король цирка, и почему весь город бежит на представление с ним. Несколько минут, когда шуршащие канаты приподнимают гимнаста над сценой, и есть смертельный номер? Режиссеру необходимо было как-то «решить» Мистера Икса средствами, доступными театру. А то получилась констатация факта: человек не зря получает деньги в цирке. Люди старшего возраста вспомнят Георга Отса, дублер которого играл под куполом цирка на скрипке, а молодежь останется в недоумении.
Если воздушные гимнасты на поверку оказались всего лишь манком для прессы, то другие танцевальные номера (танцы с обручами и особенно тростями) действительно украсили оперетту. Хореограф Мария Большакова основательно поработала не только с балетной, но и с оперной труппой: лихо отплясывали чарльстон Тони (Сергей Сидоров) и Мари (Людмила Локайчук). А вот для чего во втором отделении было исполнено танго втроем, выглядевшее как вставной номер, – совершенно непонятно.
И непонятности на этом не заканчиваются. Чтобы разобраться, о чем поет Наталья Заварзина (Теодора), приходилось прилагать усилия. Наталья Заварзина играет в молодой вдове Теодоре Вердье аристократизм, достоинство, спокойную решимость. В кульминационных моментах этих красок порой не хватает.
Интересна и красива сценография Вячеслава Окунева (Санкт-Петербург), придумавшего замысловатую многофункциональную конструкцию. Но когда на вращающиеся двери падает яркий свет, это больно режет глаза сидящих в зале. Нужно успеть вовремя закрыть их.
На «Мистере Икс» по версии Александра Исакова не скучаешь: действие разворачивается стремительно. Только Теодора получила письмо от Мари, тут же и обнаружила разницу в почерке. Только обнаружила – бегом в цирк. Сопереживать мелькающим перед глазами персонажам сложно. Проще посмеяться над тем, как Каролина и Мари бьют об пол жестяные миски.