Новости культуры российских регионов
21 февраля 2012
Урал

Не всем известный Неизвестный

Всемирно известный скульптор вернулся в родной город.

В Екатеринбургской галерее современного искусства открылась выставка скульптуры и графики, равную которой трудно сыскать в обозримом пространстве и времени. Спустя четверть века появилась возможность встретиться с Эрнстом Неизвестным.
Живущий с 70-х годов в Америке художник на открытие не приехал: расстояния и годы не позволяют это делать запросто. Но он присутствовал во всём: сам отобрал работы, сам педантично искал музыкальные фрагменты, которые вчера сопровождали церемонию открытия, пристально следил за развеской и не раз позвонил, уточняя детали. В этом педантизме не недоверие к организаторам выставочного проекта, скорее – безумное волнение, которое испытывает величайший художник современности, предвкушая встречу с земляками. Обращаясь к нам из-за океана Эрнст Иосифович пишет: «Эта выставка планировалась год и последние несколько месяцев более прицельно. Ждал же я ее ... последние 25 лет! В почти бесконечной череде выставок и событий, связанных с моим творчеством, по всем городам и весям мира сего, в моем сердце человека и художника оставался пробел – болезненное пустое место – там отсутствовал Мой Родной Город»
Десяток бронзовых скульптур и тридцать графических листов – мощный экспрессионизм, вечная борьба и желание сделать мир лучше. Хотя бы на день. Хотя бы чуть-чуть. Выставка для кого-то станет встречей со старым другом, возвращением в молодость и юность, когда в мастерских художников и скульпторов кипела жизнь, когда от сурового интеллектуального искусства люди заряжались энергией созидания. Для горожан, особенно молодых, экспозиция – открытие Мастера с мировым именем. Увы, но выросло целое поколение, которое в лучшем случае слышали его имя.
Заполучить в Екатеринбург подлинники Неизвестного стоило немалых усилий. Не самые простые отношения у художника с его малой родиной. Она, точнее он — город – , не была ласкова к нему. Четверть века назад отвратительная компания против установки грандиозного памятника жертвам всех политических репрессий внесла жестокий разлад в и без того непростые отношения. В Магадане Маски Скорби появились, а у нас нет. Потом не открылся музей художника, потом была ещё одна неприглядная история. Город словно выталкивал, не принимал. В результате в Екатеринбурге довольствуется лишь небольшим студенческим гипсом – «Сталин знакомит Ленина со Свердловым», где нет ничего от того Неизвестного, которого знает весь мир.
Словом, во всех смыслах выставка – Событие.
Очень элегантная и светлая экспозиция – в прозрачных кубах бронзовые скульптуры, в том числе и те, которые вызвали дикое возмущение Хрущева в Манеже на той самой разгромной выставке (ирония судьбы – памятник на могиле Никиты Сергеевича – работа Неизвестного). Есть знаменитый Кентавр указующий в авторской отливке – именно по этой копии утверждали памятник, стоящие сегодня в здании ООН. Графические работы из серии «Судьба художника», состоящей из 365 листов по количеству дней в году, относящиеся к семидесятым прошлого века. И уже из нынешнего – неистовое «Каприччио». Поэтика его искусства всегда призывно-трагическая, наполненная неиссыхающей будоражащей энергией. В ней так много от изломанной, надрывной лиры Маяковского.
Можно не верить в совпадения, но не замечать очевидного нельзя: в день открытия выставки Эрнста Неизвестного в Екатеринбурге на канале «Культура» состоялась премьера фильма «Бронзовый век Эрнста Неизвестного»