Новости культуры российских регионов
1 февраля 2012
Центр

Потешные полки

Военное дело в художественной галерее.
По дороге из "Нефты", где на днях открылась неожиданная выставка под названием "История одного сражения. Игра в солдатики", в голове вертелся Окуджава, которого, кажется, в последний раз я слушала в прошлом веке. "Отшумели песни нашего полка, отзвенели звонкие копыта…", "Простите пехоте, что так не разумна бывает она…", "Был солдат бумажным…" Да-да, выставка не только предложила необычные экспонаты – она их еще и оживила, одухотворила. Вернее, не она, а они – авторы экспозиции, воронежские художники Сергей Горшков, Валерий Мишунин и Сергей Попов. Друг на друга, замечу, не похожие ничуть; общего у них – разве что интерес к теме. А раскрыла ее эта троица, что называется, играючи. Не без лирики И еще раз Окуджава: "Ах, война! Что ты сделала, подлая!.." Думается, ради того, чтобы проклятья такого рода никогда больше не звучали в наших умах и душах, организована новая выставка: легкая, остроумная, выплескивающая на зрителя море позитива. И это тем примечательней, что смех и военное дело – не самые совместимые вещи. А тут… Роскошная инсталляция "Оружие победы" (где со знаменем СССР соседствует, к примеру, знамя армии эльфов) – чуть ли не во всю галерейную стену. Это сочинил изобретательный Сергей Горшков, которого соавторы выбрали экспозиционером. То есть – составителем выставки. Его же творения – деревянные и металлические солдатики, щелкунчики, потешные фигурки при известной атрибутике. Валерий Мишунин представлен глобальными, пестрыми (на манер лоскутного одеяла) панно – тканевыми. А Сергей Попов – живописью. Не все его полотна – батальные (хотя есть и такие), много в экспозиции пейзажей: наших, среднерусских. Беспроигрышный, в принципе, вариант: пейзаж – он и на войне пейзаж. Лирическая сторона дела есть в любом деле. Тон празднику задавал незаменимый в таких случаях Сергей Горшков. Свобода его мыслей и действий местами заставляла усомниться: уж не в "Х.Л.А.М"е ли мы находимся? По логике (и опыту), только площадка воронежской галереи современного искусства приветствует эпатаж практически в любом его виде – был бы он по-настоящему интересным, состоятельным. "Нефта", правда, тоже никогда самоцелью не ставила строгую приверженность классическому искусству, не зацикливалась на показе "официальных" профессионалов. Но тут галерея превзошла саму себя, и я отмечаю это обстоятельство с радостью и удовольствием!.. Главный идеолог "игры в солдатики", Горшков, явился на мероприятие в соответствующем прикиде: мундир, пояснил Сергей, – подлинный. Родная форма, в которой он в армии служил, в Таманской гвардейской дивизии. Голову художника украшала каска, также личная. Иначе в "сражения" не ходят. И полки за собой не водят… – Я, кроме своих работ, принес на выставку коллекционных солдатиков – старых, советских, – рассказал художник. – Я их очень люблю; в какой-то степени они для меня – образец культуры: лаконичной, выразительной, яркой. Несмотря на маленький размер, очень большое впечатление производят. Что же касается игры в солдатиков – думаю, все мужчины, не зависимо от возраста, так или иначе ею балуются. Едва выучившись ходить и говорить, мальчишки берут палки и играют в войну. Начинают самостоятельно мастерить сабли и пистолеты из дерева и жести. Постепенно этот арсенал пополняется игрушечными автоматами, пулеметами, пушками, танками и ракетами. Собираются целые армии солдатиков, устраиваются грандиозные сражения, в которых малолетние генералы совершают подвиги и освобождают свою страну от фашистов и других злодеев. Мужские игры Дальше – известно что: юноши идут в армию, где полно не только трудностей, но и романтизма. Учатся стрелять из настоящего орудия, выполнять настоящие боевые задачи. По заверению Горшкова, "дымка" военных приключений, случившихся в армии, тянется за человеком всю его последующую жизнь. И нормальный мужчина, опять же, постоянно думает о том, сможет ли он, способен ли при необходимости защитить свою родину, свою любимую, своих близких. Судя по тому, что я видела на выставке, настоящие мужчины в Воронеже не перевелись. Да еще женщин на "военный" лад оказались способны воспитывать: скомандовал Сергей построиться в колонну по два и маршировать по залу – желающих нашлось на целый взвод. Он браво несколько раз продефилировал мимо зрителей, а дальше действо перешло на "соло". Первым исполнил его художник Евгений Чепурин, под бубен в течении десяти минут певший песню из двух слов. "Концертный" костюм вокалиста был подписан со спины: "Коко шинель". В награду за выступление Чепурин получил армейский сухой паек: неуклюжий сверток из грубой бумаги, перетянутый пеньковой веревкой. И, кстати, не он один пришел в тематически выдержанном костюме. По залу ходили люди, облаченные в настоящие противогазы – зрелище не для слабонервных. Колорит встречи усугубил праздничный стол, к которому "примкнули" как военные, так и штатские. Ассортимент яств радовал глаз. Нет, это были не водка и селедка. А водка и консервы: "Бычки в томате", килька в нем же. А еще – сгущенка, гречневая каша в жестяной банке и т.п. Сухари – тоже первая солдатская еда, куда ж без них… Резюме собравшихся звучало дружно и однозначно: насколько лучше стала бы наша взрослая жизнь, если война была бы только игрой, которой забавляются дети. Никаких бед и несчастий, одни приключения. Да еще фронтовое братство…