Новости культуры российских регионов
30 января 2012
Поволжье

Жизнь в стиле шапито

Самарцам показали один из лучших отечественных фильмов 2011 года.
Выходит в прокат лента Сергея Лобана «Шапито-шоу», отмеченная рядом фестивальных наград. Накануне в кинотеатре «Пять звезд» прошел его предпремьерный показ с участием артистов Степана Девонина и Сергея Пахомова. «Шапито-шоу» оказалось достойным образцом арт-мейнстрима, увлекательным рассказом об утраченных иллюзиях и мире эрзацев. Немного истории «Шапито-шоу» стало плодом усилий огромного количества людей, художников, артистов театра и кино, музыкантов, медиаперсон и безвестных любителей, чью энергию гениально преобразили в «эпическую феерию» (так окрестили фильм критики) режиссер Сергей Лобан со сценаристом Мариной Потаповой – главные идеологи и участники андеграундного творческого объединения «СВОИ2000». И картина фактичеки явилась первым серьезным высказыванием в кинематографе данного объединения. «СВОИ2000» возникли из художественной группы «за Анонимное и Бесплатное искусство» («зАиБи») в 1999-2000 годах, когда Лобан, тогда еще режиссер телепрограммы «…до 16 и старше», познакомился со сценаристкой и редактором той же передачи, журналисткой, воспитанницей Юрия Арабова, Потаповой и оператором Дмитрием Моделем. Вместе они занимались организацией культурных мероприятий (в их числе – аналоги современных монстраций), участвовали в спектакле Петра Мамонова «Мыши. Мальчик Кай и Снежная Королева» в театре им. Станиславского, снимали короткометражки совместно с лидером белорусского андеграунда Лешей Чиканосом («Случай с пацаном») и факультетом журналистики МГУ («Соси банан»). Впервые «СВОИ2000» громко заявили о себе в большом кино лентой «Пыль». Снятый «на коленке» любительский фильм кинематографисты восприняли как манифест поколения и даже отметили Призом Гильдии киноведов и кинокритиков. Хотя в действительности в ленте Лобан выносил своему поколению, ставшему заложником собственного тела, «пылью», приговор. «Шапито-шоу» как реквием мечте Едва утих шум вокруг «Пыли», Лобан с Потаповой стали создавать еще один портрет поколения, «Шапито-шоу». Теперь уже основательно: картина снималась 5 лет, а его создатели в муках осваивали азы профессионального кино. «Шапито-шоу» быстро собрало целый букет фестивальных наград («Серебряный Георгий» последнего Московского кинофестиваля, «Золотая лоза» фестиваля «Киношок», «Белый слон» за лучший сценарий, приз за лучшую режиссуру на пермской «Текстуре») и произвело на кинокритиков преимущественно положительное впечатление, вызвав при этом неоднозначную реакцию зрителей. Шутка ли: соединяющее в себе драму, комедию, мюзикл творение Лобана длится три с половиной часа, все более запутывая зрителя в сложностях человеческих отношений, и то трогает драмой, то веселит фарсом происходящего, то бесит глупостью непонимающих друг друга героев. Презентовать «Шапито-шоу» в Самару приехали исполнитель одной из главных ролей в истории «Уважение» Степан Девонин (известный также как актер театра «Сатирикон») и Сергей Пахомов, он же художник «Пахом», играющий в фильме дебошира. Каламбурящие артисты, даром, что творческие личности, перед показом не смогли сказать о картине ничего внятного, лишь обещали массу положительных эмоций и боготворили Лобана: видно было, что режиссер стал для них кинематографическим демиургом, в мире которого они продолжали жить даже за пределами съемочной площадки. Свет погас, и в этот мир перенеслись самарцы. Не всем он пришелся по душе: кто-то покинул зал через 30 минут, кто-то со словами «Не фильм, а пипец!» – после первой части. Большинство же, как под гипнозом, сидели до титров. Что же такое «Шапито-шоу»? Фильм состоит из четырех историй: «Любовь», «Дружба», «Уважение», «Сотрудничество», иллюстрирующих соответственно четыре основных, по мнению Лобана, вида человеческих отношений. Герои всех историй собираются на крымском острове Симеиз. Только познакомившиеся через Сеть девушка с парнем-мизантропом надеются построить здесь свои отношения («Любовь»). Глухой пекарь старается стать своим среди пышущей здоровьем молодежи («Дружба»). Играющий сам себя Петр Мамонов стремится сблизиться с сыном, которого не видел пять лет («Уважение»). А циничный продюсер надеется организовать грандиозный концерт Двойнику простоватого Виктора Цоя («Сотрудничество»). Но каждая попытка построить отношения рушится и сгорает вместе со сценой «Шапито-шоу», где в финале сходятся все герои. В кульминационный момент главные персонажи поют и танцуют, резюмируя свою человеческую несостоятельность. 210 минут и множество историй нужны Лобану с Потаповой для того, чтобы показать тотальное человеческое одиночество. Каждый из героев «Шапито-шоу» полон надежд и высоких помыслов, уверен в том, что в мире много родственных душ, но едва он попытается воплотить свой идеал в жизнь, как столкнется с непониманием близких. А то, что вчера казалось прекрасным, покажется ему до отвращения пошлым. Итог у всех человеческих отношений один: друзья предадут, любимый бросит, отец подведет, партнер «кинет» и т.д. То же происходит и в искусстве, которое оборачивается бесконечным количеством подобий, повторением пройденного. Эту мысль иллюстрируют псевдошедевральные кинематографические проекты Мамонова и его вымышленного сына и концепция продюсера об эрзац-культуре. И сквозной образ Шапито обнажает это конфликтное столкновение мечты с реальностью, когда ожидаемая красивая жизнь деформируется в по-своему красивый трагикомический фарс. В общем-то, неновую идею распада человеческих связей Лобан подает в обертке искрометного шоу с афористичными диалогами, завораживающим саундтреком группы KARAMAZOV TWINS, скрытыми цитатами из советских комедий и одинаково талантливой игрой актеров-любителей и профессионалов. Именно поэтому от происходящего на экране оторваться просто невозможно. Напротив, хочется, опьянившись вином жизни, допеть и дотанцевать этот фарс вместе с героями, сколько бы он ни длился, и вспомнить нечто подобное из своей биографии. Степан Девонин, актер театра «Сатирикон», исполнитель главной роли в части «Уважение»: - «Шапито-шоу» совсем не продолжает тематику «Пыли». «Шапито-шоу» - абсолютно честная картина, трагифарс, шутка, лабиринт. Называйте его как угодно. Четыре его части рассказывают истории человеческих отношений, которые лишь на первый взгляд кажутся простыми. На самом же деле все намного сложнее. Например, в сотрудничестве партнеры предъявляют друг другу гораздо больше претензий. В итоге все, дружба, любовь, сотрудничество, переплетается, и уже невозможно понять, как люди взаимосвязаны. Для нас и Лобана «Шапито-шоу» – прорыв, документ времени. Сергей Пахомов, «Пахом», художник, исполнитель роли дебошира: - «Шапито-шоу» продолжает идеи, которые возникли у Лобана еще в «Пыли». В фильме говорится о любви к слабому, беспомощному человеку, который на самом деле при всем своем несовершенстве является вершителем бытия. Задачей режиссера было создать слоистый переливающийся студень из множества людей и показать чудо бытия, чудо посредственности, неизбывности. На мой взгляд, в своем фильме Лобан говорит, смеясь, о страшном и показывает концепцию мира-пути, где проходит время, умирают отцы, стареют матери, заканчивается все хорошее и плохое.