Новости культуры российских регионов
28 декабря 2011
Урал

Модный Петербург в Екатеринбурге

Дамские платья ХIХ века – «Мода имперского Петербурга» выставлены в областном краеведческом музее. Интересно, видал ли трудовой город такие наряды прежде?
Две сотни дамских платьев, накидок, туфелек, пальто конца ХIХ начала ХХ века во всем своем великолепии предстают перед посетителями в двух залах областного краеведческого музея. В витринах — дамские мелочи, без которых невозможно было появиться на людях — изящные зонтики, игривые и чинные шляпки, испещрённые блёстками сумочки, волшебные веера. А ещё тончайшие фильдекосовые чулки, атласные корсеты, расшитое бельё — детали туалета и хитрости, которые позволяли (как, впрочем, и до сих пор) любой простушке почувствовать себя леди. Хотя платья из коллекции петербургского антиквара Натальи Костригиной вряд ли предназначались для простолюдинок. Исключительно штучной работы, они — для деловых визитов и вечерних выходов, званых балов и обедов, свадебных церемоний и венчания, для прогулок верхом и с кавалером. И даже домашняя одежда — произведение рукотворного искусства. Для нас сегодняшних. А ведь каких-то сто лет назад она была естественной обыденностью. Коллекция просто овеяна духом утонченности и изящества, свойственного Серебряному веку, эпохе модерна. Платья цвета медовой карамели, нежных фисташек, топлёного молока, ранней лаванды. Чистые цвета, точные линии, требующие особого дамского силуэта: без корсета — никуда, если хочешь быть неотразимой. Особый шарм экспозиции придают пастели старого Екатеринбурга Алексея Ефремова. Развешенные между шелками и бархатом, они удивительно точно попадают в тон той жизни, откуда и пришли к нам эти платья. «Я представил себе фланирующих по нашим улочкам 19 века дам и написал уголки Екатеринбурга, которые ещё сохранились и уже не сохранились, которые скоро уйдут», — говорит художник. Стиль модерн, царствующий в костюме, повторяется и в архитектуре городских особняков начала прошлого века. Рассматривать наряды и удивляться талантам кутюрье 19 века и возможностям человеческих рук (как это всё сделано? большей частью вручную!) можно бесконечно. Филигранные вышивки по атласу, шёлку, льняное кружево, платье, «собранное» из жемчуга и тесьмы, переплетенные в замысловатые узоры. Тальма, синель, сутаж, карне-де-баль… Что это? Эти слова и предметы, их обозначающие, давно уже вышли из обихода, заменившись на унисекс, джинсы и косухи. Мода того времени требовала не только определённого силуэта, но и умения ходить в таких платьях, быть в них и красивой, и естественной. Девушек этому учили с малых лет. Сегодня эта культура утрачена почти безвозвратно (и дефиле моделей на церемонии открытия сие, увы, подтвердило). Даже в театре уже некому показать, как правильно откинуть шлейф, как не запутаться в юбках, куда пристроить турнюр… Восторг и очарование выставкой сменяется тихой грустью и непониманием: ну зачем женщины боролись за равноправие?