Новости культуры российских регионов
29 ноября 2011
Центр

Времена и нравы

Театр юного зрителя сдал премьеру «Перед заходом солнца».
Премьерный спектакль в воронежском ТЮЗе, показанный через несколько дней после внезапного ухода из жизни директора театра, заслуженного артиста России Юрия Грецова и посвященный его светлой памяти, воспроизвел трагизм события практически один к одному. Не сюжетно, но – в плане миропонимания. Драма силезца Герхарда Иоганна Роберта Гауптмана, лауреата Нобелевской премии по литературе за 1912 год, – нелицеприятная правда о жестких законах жизни и смерти. О вечных надеждах на счастье, которые не имеют возраста и не подчиняются обывательской логике земного существования. О разочарованиях и прозрениях, способных отправить человека на тот свет, даже если он – вполне себе респектабельный гражданин, не отравленный ядом повседневных бытовых проблем. Пьесу «Перед заходом солнца» поставил приглашенный режиссер Александр Тарасов. У него есть опыт сотрудничества с воронежским ТЮЗом, причем достаточно успешный (детские спектакли «Серебряное копытце» и «Морозко»). Правда, это были сказки, но даже с учетом данного обстоятельства нынешний «шар» пробным никак не назовешь: режиссер хорошо знаком и с возможностями труппы, и со вкусами целевой аудитории ТЮЗа. Хотя, сделаем необходимую ремарку, «Перед заходом солнца» предполагает самый широкий охват публики: дескать, ТЮЗ – ТЮЗом, но все мы – люди одной планеты Земля с одинаковыми, в общем, болячками. Обозначенные акценты – будто бы в «копилку» премьеры. Однако… Возможно, в пору всплеска литературно-драматургического таланта Гауптмана новость о том, что дети способны предать родного отца, была новостью. А шок от того, что такое возможно в принципе, – шоком. «О, времена, о, нравы», – повторим вслед за классиком, констатируя: в современном социуме, да еще в России, уродства на тему «отцы и дети» встречаются сплошь и рядом. К сожалению, этим никого не удивишь. И никого не воспитаешь: « Жизнь такова, какова она есть, и больше ни какова», – заметил другой неплохой поэт. Отсюда – вопрос: зачем брать к постановке пьесу, развитие событий в которой способен предугадать даже не самый эрудированный читатель-зритель? Какое откровение она способна выдать?.. Конечно, бенефисная роль народного артиста Александра Тарасенко, приуроченная к его недавнему юбилею – повод! Необходимый, да. Но, думается, недостаточный для того, чтобы воплощать в сценическую жизнь откровенно архаичный материал. В спектакле наблюдается настолько четкое деление персонажей на «плохих» и «хороших», что ни о каком эффекте неожиданности не может быть и речи. Штейниц, Винтер, Эгмонт, Инкен и мать ее Анна даны исключительно в светлых тонах. Интересно, что именно к этим персонажам – меньше всего вопросов. Они весьма похожи на живых людей – в отличие от героев отрицательных. И ведь не скажешь, проговаривая претензии к актерам, что кто-то из них не понимал, о чем и что играет. Нет! Каждый персонаж обозначил нагрузку, лежащую на образе. Но – именно обозначил. И тут вопросы к артистам неизбежно переадресовываются режиссеру: похоже, Александру Тарасову не удалось поработать с каждым их них на максимально возможный результат. Так, чтобы люди не только хорошо понимали, что и зачем делают, но – прочувствовали это. И насыщали бы нервной энергией… Если еще на режиссуре останавливаться – мне не хватило выдумки, изобретательности. И какой-то, знаете, постановочной грации: даже актерское партнерство не отработано – с тем, чтобы увлечь зрителя банальной правдой человеческих отношений. Любых. В целом спектакль решен плоско, отчасти даже кондово. Хотя – вполне добротно и грамотно. Думаю, что своего зрителя он найдет: шедевра не получилось, провала – тоже…