Новости культуры российских регионов
21 ноября 2011
Центр

Услышали "Флейту"

Театр оперы и балета показал оперу Моцарта.
Наконец-то она прозвучала – «Волшебная флейта» Моцарта, премьеру которой откладывали годами. Вынашивался спектакль, стало быть, долго. И, судя по конечному результату, мучительно. Художником-постановщиком выступил известный в театральных кругах человек – заслуженный художник РФ Евгений Иванов, проживающий в Германии. Режиссер-постановщик – воронежец, заслуженный деятель искусств РФ Александр Зыков. Останавливаюсь на этих двух персоналиях, не очень понимая: кому из них конкретно принадлежит концептуальное решение спектакля? Странное, мягко говоря: столько сумбура и суеты классическое произведение не может содержать по определению. Тем более, Моцарт взят не ранний: "Волшебная флейта" – последняя опера композитора. Зрелище на роликах Нет сомнений: работа выполнена громадная. И постановочных придумок вроде бы много. Но они, не увязанные в единое целое, не позволили зрителю вынести со спектакля ничего: он весь – форма без содержания. Море мельтешащих красок, череда телодвижений, не оправданных с точки зрения смысла… Хотя, конечно, великая музыка Моцарта в исполнении оркестра под управлением музыкального руководителя спектакля, заслуженного деятеля искусств РФ Юрия Анисичкина – содержание сама по себе. И все-таки на сцену выходят не музыканты и даже не певцы – актеры! Которые должны точно знать, что за нагрузка (драматическая) ложится на воплощаемый каждым из них образ. Как раз с этим – большие сложности… Вообще спектакль, которому больше подходит определение "зрелище", неуемно эклектичен. В постановке, кроме представителей театральной труппы, задействованы артисты ледового ансамбля "Метелица". Они выезжают на сцену на роликах (которые издают звуки, способные сделать Моцарта какофоничным), символизирующих "ангельский" по ней пролет. Вроде и ничего, если бы на тех же роликах (колесиках) позже не "выезжал" на публику… крокодил. Для чего? А для того, чтобы из его пасти эффектно материализовалась Памина – одна из главных героинь действа. Звери и люди Кроме крокодила, к зрителю несколько раз за спектакль выходит целый зверинец. И если первое его появление на публике можно как-то оправдать (как бы парад-алле дан – перед тем, как разворачиваться событиям), то последующие посещения сцены животными объяснить трудно. Выдвинулись строем из одной кулисы, потоптались на месте – и удалились во вторую. Зачем?.. Цирковая терминология проклюнулась неслучайно; "Волшебная флейта" в воронежском варианте – скорее, цирк, чем опера. Или – ревю. А, может, аляповатое шоу. Наверное, современные театральные тенденции позволяют корректировать классику подобным образом, но чистоту жанра и при том никто не отменял. А тут – "смешались в кучу кони, люди"... Особенно обидно за такой исход потому, что с основными вокальными партиями исполнители справились. Но – именно с вокальными. Так, Дмитрий Башкиров (принц Тамино) пел чисто и красиво, но то, что он – принц, должный партнерствовать с прочими персонажами, вроде как не догадывался. Сложно ждать полноценной актерской работы и от Людмилы Солод, успешно освоившей сложную партию Царицы Ночи. Вокалистку водрузили на солидную высоту, на которой и предлагается проявить артистическое мастерство. А вот Игорь Горностаев (птицелов Папагено), который, похоже, умеет самостоятельно ориентироваться в материале, и пел качественно, и играл также. Понравилась и Марина Быковская (Памина); у внутренне и внешне пластичной актрисы – хорошее чувство пространства и умение обыграть нюансы сценической физики.