Новости культуры российских регионов
15 ноября 2011
Центр

Под крылом «Синей птицы»

В райцентре Лиски прошел областной фестиваль детских и юношеских театральных коллективов.
Она была уже шестой по счету – «Синяя птица», приземлившаяся на гостеприимной сцене лискинского Дворца культуры. Фестиваль театрального искусства, названный именем знаменитой феерии Метерлинка, собрал двенадцать коллективов-участников, состоящих из детей и подростков. В организаторах двухдневного праздника – департамент культуры Воронежской области, Воронежский областной центр народного творчества и администрация Лискинского муниципального района. Главный символ фестиваля – красавица-птица синего оперения – приветствовал гостей на церемониях открытия и закрытия. На первой было обещано: в творческом соревновании никто не окажется побежденным. Поскольку «Синяя птица» будет осенять с небесной высоты ваши успехи…» Дали слабину На «птицу», однако, надейся, а верблюда привязывай; примерно такой формулой можно описать воплощение в фестивальную жизнь фестивальной же программы. Исключительно провидению судьбу своих сценических предложений участники не доверили. Один за другим выходили коллективы на лискинские подмостки – и трудились с полной отдачей. Кто как мог; старались, однако, все без исключения… Работая в составе жюри под председательством народного артиста России, актера Воронежского академического театра драмы им. А. Кольцова Валерия Потанина, внимательно отсмотрела все спектакли. Постараюсь сказать о каждом из них – хотя бы в нескольких предложениях. Начало такого отчета радужным, к сожалению, не будет: первые «номера» программы скорее огорчили, чем порадовали. После просмотра четвертого спектакля члены жюри тревожно переглядывались: совсем уж слабенький уровень… Отчасти недоумение «арбитров» разрешилось на последующем обсуждении спектаклей, который совместили с мастер-классом для режиссеров; провел его, естественно, Валерий Потанин. «Провел», впрочем, не то слово – тут больше подходит «показал»: Валерий Викторович, известный своей уникальной природной пластикой, способен разговаривать не только языком. Но – всем телом. Зрелище завораживающее: зрительный ряд таков, что глаз не оторвешь, и улыбка с физиономий наблюдающих не сползает. Не потому, что всегда смешно. А потому, что всегда здорово. В полном составе – Мы взяли второклашек одного класса – с ними и сделали спектакль, причем буквально за месяц. Никого не отсеивали, каждому досталась роль. И мы очень благодарны своим детям за то, что они не растерялись на большой сцене. Смогли выполнить те задачи, которые были способны выполнить, – объяснили подход к постановке мюзикла «Волк и семеро козлят» его создатели, руководители театральной студии «Смешарики» Светлана Артемова и Светлана Суслова. Сразу стало понятно, что претензии наши – и к режиссерам, и особенно к маленьким актерам – преждевременны. Детки, занятые в спектакле, не могут быть одаренными в одинаковой степени: когда на сцене – не «отобранные» таланты, а класс в полном составе, скидку на это обстоятельство нельзя не сделать. Ведь такой вариант – благородней прочих; кто и когда займется обычным, не самым способным ребенком? А заниматься – надо… Так или иначе, маленькие лискинцы запомнились тем удовольствием, которое они получали от динамичных сцен, демонстрируя детскую непосредственность и шаловливость. Думается, усиление именно этой линии позволит спектаклю вырасти. И выровняться стилистически. Такая драма… Следом выступали также хозяева фестиваля – детская театральная студия ГДК. Ребята показали музыкальный спектакль «Приключение капитана», удививший непомерным наполнением хореографией, да еще и с элементами акробатики. Собственно, эту вещь даже спектаклем не назовешь – нечто шоу-подобное, близкое к эстраде, но не к драматическому искусству. О котором, в очень отдаленной мере, напоминала разве что навязчивая реклама неполезного и без рекламы любимого детворой напитка; трудно сказать, зачем это понадобилось режиссеру… Еще более странное впечатление произвел спектакль театра миниатюр «Балаган» совхозной СОШ Семилукского района под названием «Все это было бы смешно…» Может, смешно и было бы, обозначь постановщик хотя бы жанр и смысл своей поделки. Миниатюрки на бытовую тематику: то ли юмор они, то ли сатира. Крайняя беспомощность режиссера и дурная эстетика вялого, примитивного действа – отличительные черты постановки. Добил нас, тяжело раненных предыдущими просмотрами, спектакль «Веселый Роджер» театральной студии «Левый берег» Центра развития творчества «Радуга» Левобережного района Воронежа. Огромная претензия непонятно на что: статичный, скучный, с бедными мизансценами и дикой фонограммой, спектакль вывел на сцену не действующих лиц, а – бездействующих. Не знаю, могло ли быть иначе: текст, которым овладели бедные артисты, можно воспринять только как кару небесную. Вопрос: зачем брать такую, с позволения сказать, драматургию? Кого ею можно заинтересовать?.. И снова Россошь! Ничего ужасного, впрочем, не произошло: отрицательный результат – тоже результат (с учетом того обстоятельства, что любой фестиваль – еще и школа для участников). Тем более, дальше было гораздо лучше. Светлый и, думается, очень важный для детской аудитории спектакль показали новоусманцы: литературный театр «Арлекин» выступил с постановкой «Все лучшее детям». Она безыскусна, предсказуема, но тему раскрывает вечно живую: человеческое тепло, семейное счастье не стоят ни карьеры, ни материального благополучия. Показанная следом постановка бобровцев – арт-студия «Лира» привезла спектакль «Все лето в один день» по Бредбери – по-своему разветвила тему человеческих отношений, мечтаний и разочарований. И вызвала, в общем, симпатию, несмотря на существенные огрехи: режиссер (Татьяна Колмыкова) смогла передать не только мысли своих юных героев, но и – ощущения. А вот землякам студийцев, народному театру кукол «Бобренок» неплохо бы подтянуться до уровня «Лиры»: предъявленный фестивалю «Ох уж этот зайка» вышел на зрителя в откровенно плачевном состоянии. Куклы – смех, но – сквозь слезы; среди них даже «калеки» были. Вечер трудного дня окупил все страдания жюри и зрителей: прозвучала «Театральная молитва» детской студии театра «РАМС» Россошанского района. Литературно-музыкальная композиция по стихам Александра Галича не заявлялась как спектакль. Но смотрелась (и именно звучала!) как таковой. Причем сделанный «без швов». Действо, посвященное памяти польского писателя, врача и педагога Януша Корчака, пробирало до слез. И настоящую трагедию пережили зрители вместе с актерами, и выход из нее – при том, что сильные (в пространстве сценического искусства) эффекты достигались исключительно художественными, образными средствами. Тут и музыкальное решение постановки «стреляло», и световое. И культура работы с поэтическим словом была на уровне, и актерское мастерство… Браво, режиссер Галина Хунгуреева и россошанские артисты! Ждать осталось недолго «Поминальная молитва» признана лучшим юношеским спектаклем фестиваля. А лучшим детским стала совершенно очаровательная «Чукоккала» – спектакль воронежского театра-студии «Волшебники» (что работает при Доме детского творчества) под руководством Ларисы Борисовой. Это был единственный показ, на котором жюри не просто смеялось – хохотало. Настолько обаятельно, именно играючи работали детки, настолько славно выглядели постановочные находки; изученные вдоль и поперек «Бармалей» и «Муха-Цокотуха» выдали такой поток свежести, что до сих пор его ощущаешь… Самые искренние комплименты – и театру-студии «На Пушкинской» (ЦРТДиЮ Ленинского района, Воронеж) под руководством Татьяны Сезоненко. «День в музее» по произведениям Ломоносова – образец того, как нужно и должно работать с маленькими актерами. Дети прекрасно понимают материал, который транслируют в зал. Грамотно отрабатывают каждое движение и каждый звук; не говорю уж о том, насколько ценно сегодня обращение к таким непопулярным фигурам, как Ломоносов. Полноценный образовательный проект этот «День в музее», не меньше… Спектакль театральной студии «Диалог» Воронежского института менеджмента, маркетинга и финансов «Кое-что о том самом и не только» в целом был принят скорее благосклонно, чем наоборот. А «Глупая барышня» по сказке Барышниковой в исполнении Маргариты Романюк, представлявшей театральное объединение «Настроение» (ЦРТДиЮ Ленинского района, Воронеж), могла бы прозвучать и погромче. В прямом смысле: юную сказительницу в пятиминутном моноспектакле было плохо слышно. Хотя понять, что читает девочка хорошо, это не помешало… Фестиваль… нет, не умер – кончился. И – да здравствует фестиваль! «Синяя птица» наведывается в Лиски раз в два года – ждать, стало быть, осталось недолго.