Новости культуры российских регионов
26 октября 2011
Центр

Небылицы в лицах

В галерее современного искусства "Х.Л.А.М." проходит выставка лубка.
Копии лубочных картинок из собраний Государственного Литературного Музея – экспонаты новой выставки в "Х.Л.А.М."е. В основе музейной коллекции – легендарное собрание Сократа Александровича Клепикова, известного ученого и великого коллекционера. Как оказались лубки на выставочной площадке "Х.Л.А.М."а, где обычно выходят на публику творения авангардные, принципиально головоломны? За разъяснением обратимся к директору галереи Алексею Горбунову. – Формат галереи действительно таков, что интерес к страницам истории искусства для нее не совсем характерен, – отвечал Алексей Юрьевич. – Я откликнулся на просьбу открыть у нас эту выставку потому, прежде всего, что мне импонирует литературная составляющая лубка: читать "сопроводительные" замечания очень приятно. Моя бабушка родилась в позапрошлом веке. И тот тип юмора, образности, которые есть в лубке и были характерны для 18-19 веков, мне импонирует и полностью устраивает. Хотя все, что касается изобразительной части лубка, не близко. Выстроил выставку художник Евгений Камбалин. Он ее и прокомментировал – в стиле, познавательном и занимательном одновременно. – Русский лубок имеет уникальные особенности, которые очень сильно отличают его и от европейских собратьев, и от восточных, и от современного комикса, – обозначил принципиальный акцент Евгений. – Лубок – не простая картинка. Он изначально создавался, как игра; лубок может жить и жил только в обстановке театрального веселья, ярмарочного балагана. И мы своей выставкой попытались каким-то образом воспроизвести этот балаган, немножко разношерстный. На входе зритель видит два вертикально висящих полотна, символизирующих театр, где прыгал Петрушка и рассказывались всякие небылицы. Есть у нас два шута; шут, наряду с медведем, – главный персонаж ярмарки. Так вот, человек, уходя с ярмарки, покупал лубок. Принося его домой, купивший продолжал жить в обстановке ярмарочного веселья, о которой ему постоянно напоминала картинка. Уникальность лубка в том, что каждая его часть может существовать отдельно. В качестве примера мы вынесли несколько текстов в рамки. Если читать их, не глядя на рисунки, можно получить такое же эстетическое наслаждение, что и при взгляде на весь лист. Картинку тоже можно воспринимать отдельно; те, кто умел читать – читали текст, кто был безграмотен (а это большинство населения) – воспринимали его, как какую-то сакральную вещь, сопровождавшую рисунок. Текст как бы играл с человеком; приятно было держать в руках листок, наслаждаясь не только картинкой, но и наличием на ней слов.