Новости культуры российских регионов
5 октября 2011
Поволжье

Фильм как пища для ума

В «Ракурсе» обсудили картины фестиваля компании «Кино без границ».
В большом зале Дома актера публика «Ракурса» смотрела новые короткометражки Манхэттенского фестиваля. А в малом зале киноведы и немногочисленные зрители подводили итоги минувшего фестиваля компании «Кино без границ». От обсуждения картин плавно перешли к разговору о состоянии культуры в целом. Фестиваль компании «Кино без границ» стал одним из главных событий нового сезона в «Ракурсе». Зрителям показали четыре фильма, представляющие, соответственно, четыре направления современного кинематографа: «Субмарину» Ричарда Айоади (британская комедия о взрослении), «Четырежды» Микеланджело Фраммартино (сделанная на стыке документального и игрового кино картина о проживании одной человеческой душой четырех жизней), «Осатаневшую» Чжана Чхольсу (южнокорейский арт-триллер) и «Свалку» Люси Уокер (документальное кино о работниках свалки с окраины Рио-де-Жанейро). Из них самарский зритель, как сообщил, открывая дискуссию, директор клуба Михаил Куперберг, по очевидным причинам отдал предпочтение остроумной и оригинальной, но всем понятной подростковой «Субмарине». Остальные фильмы, более интересные по своему художественному решению, самарцы незаслуженно обделили вниманием: посещаемость снизилась от 60 до 41 зрителя. При этом все ленты оценили высоко — в пять баллов. Присутствующие же на дискуссии киноведы особо выделили «Четырежды» и «Свалку». Вокруг них и сосредоточилась беседа. Для немногих зрителей, видевших «Четырежды», картина Фраммартино из-за гипнотического видеоряда стала эстетическим потрясением. Но, как объяснили киноведы, ленты с таким типом повествования не новы: они были характерны, например, для эпохи итальянского неореализма или кинематографа Латинской Америки 60-х годов XX века. Оригинальность «Четырежды», как высказался Олег Горяинов, скорее, не в содержании и языке, но в политическом характере ленты, предлагающей зрителю «другой опыт зрения», особенно важный для культуры современной Италии, где доминирует навязанный телевидением взгляд на мир. По мнению же профессора Ирины Саморуковой, «симпатичность» фильма объясняется стратегией Фраммартино, подбирающего любопытные для зрителя кинообразы (жизнь коз, быт пастухов, пламя костра) и опирающегося на архетипический сюжет о жизни и смерти. А Валерий Бондаренко усмотрел в «Четырежды» отрицание антропоцентрической модели мира, сомнение режиссера в гуманистических ценностях. Разговор о ленте Люси Уокер свелся к обсуждению смыслов, которые потерял фильм, сменив благодаря прокатчикам название с «Бесплодных земель» (отсылка к одноименной поэме Эллиота) на «Свалку», и беседе о том, как использовать современное искусство в качестве формы социального взаимодействия художника с публикой. В общем, искусство кино в очередной раз дало полезную пищу для ума киноведам с киноманами.