Новости культуры российских регионов
29 июля 2011
Центр

Для кого снимать кино?

Конкурс рецензий на фильм "Утомленные солнцем"
Этим непростым вопросом озабочен Никита Михалков, озвучивший свои чаяния на вручении премии за лучшую зрительскую рецензию на трилогию «Утомленные солнцем». Конкурс объявили весной на сайте студии «ТРИТЭ» с желанием выяснить, есть ли сегодня те, кто смотрит кино, пытаясь почувствовать автора, ощутить его искренние устремления и то, что он хотел сказать на самом деле. «Меня беспокоило даже не то, что фильм ругали, когда он еще не вышел на экран, а сам подход. Дело не в том, чтобы тебя хвалили, важно понять, существуют ли еще люди в наших кинозалах, оценивающие картину в соответствии с законами, по которым она сделана, - говорил Никита Сергеевич.- Я принимаю любую доказательную критику. Мне интересен диалог, в котором ты можешь переубедить, смягчить оппонента. Задача ведь в том, чтобы сблизиться со зрителем, а не кинуть ему некий кусок и получить деньги…» Михалкова пугает, что зритель, судя по рецензиям на «Утомленных солнцем», разучился работать над фильмом. Еще 11-12 лет назад люди охотно смотрели кино про себя. Сейчас их от этого отучили. Отечественный кинематограф отвернул российскую публику, возненавидевшую то кино, которое ей навязывают. Это или гламурные комедии и римейки низкого качества. Или картины, где все опошлено, унижается человеческое достоинство, опускается страна - причем без всякой попытки разъяснить, разобраться в происходящем вместе. Фильмов, заставляющих размышлять, спорить, будоражащих интеллект, почти нет. «Мы будем ориентироваться на кассу или на качество, на то, чтобы создавать и сохранять большой стиль – то, без чего не может существовать кинематограф в большой стране», - спрашивал Никита Михалков. Его «Утомленные солнцем – очень метафизическое произведение. Это притча, сказка о том, что во Вселенной все связано. Но, прочитав то, что писали о фильме критики, режиссер с ужасом обнаружил, что с этих позиций к нему никто не подошел. В такой ситуации у него возник естественный вопрос: «А для кого тогда, собственно говоря, снимать кино сегодня?» К счастью, результаты конкурса сомнения развеяли. Прочитав более 400 присланных рецензий, Михалков был потрясен. Ведь писали те, кто не печатается в СМИ, и не может быть широко услышан – значит от чистого сердца. Особое внимание привлекли отрицательные – их оказалось примерно 47 процентов - отклики. Мнение человека думающего, как ты, но не согласного с тем, как ты это излагаешь, дорогого стоит. В финал вышли 18 работ, и практически все они, по оценке жюри, достойны победы. Их издадут в виде путеводителя, прилагаемого к диску с фильмом. Семь рецензентов удостоились призовых мест с вручением памятных дипломов, подарочных наборов аппаратуры для домашнего кинотеатра и книги «Прямая речь», где собраны интервью мэтра за 40 лет. Конкурсанты приехали из Ярославля, Минска, Тольятти, Самары, Екатеринбурга, Коломны. Первое место досталось Валентине Гордеевой (г.Волхов, Ленинградской обл.), увидевшей в фильме «Цитадель» в сцене с застрявшим грузовиком, который пытаются вытащить из канавы те, кто туда же его и столкнул, схожесть с судьбой России. «Живем будто на постоялом дворе, - пишет она. – Леса, поля, деревни запущены настолько, что кажется скоро земля начнет стонать и встанет на дыбы. Везде мусор, ругань, бочками льются нечистоты из телевизора и интернета, в сознание вбивается установка: не кисни, зависни, расслабься, отдохни, люби себя…И на этом фоне полное спокойствие властей, которые пробуют что-то модернизировать, живя в грязном сарае, где течет крыша, крысы и стены скоро рухнут…» Двадцативосьмилетнего петербуржца Антона Тимина – инженера по светодиодным приборам сильно задело отсутствие в прессе и на киносайтах глубокого критического взгляда на последние фильмы Михалкова. Потому решил высказаться сам. Считает, что в России еще никогда не было кино с такой демонстрацией бренности человеческого бытия. Потрясен тем, как представлены неразбериха и хаос 41-го – столь смело начало войны до Михалкова никто не показывал. У него нет претензии на историческую достоверность, но психологически он точен. Хирург Андрей Носков из Уфы убежден, что ни «Предстояние», ни «Цитадель» - фильмы новаторские и нетипичные для Михалкова - никто не понял. Это арт-хаусное кино, передающее личностный образный взгляд режиссера не только на войну, но и на современное общество, на все мироздание в целом. Фильм объединил синеманов разных возрастов. Молодые лица среди конкурсантов преобладали. Общаясь с ними, Никита Сергеевич выразил надежду, что они станут флагманами и провозвестниками серьезного отношения к кино и его вдумчивого обсуждения. Ведь разговор о кино - это всегда разговор о жизни, открывающий ее заново.