Новости культуры российских регионов
25 июля 2011
Юг

Карманные шедевры автомобильного мира

В Ростовском областном музее краеведения открылась выставка «Время. Гармония. Скорость», побывав на которой любознательный посетитель может увидеть больше 300 автомобилей разных марок, лет и стран.
Среди экспонатов есть и уникальные: Cadillac Eldorado, на котором Элвис Пресли катался за город, любимая машина Джеймса Бонда Aston Martin DB7, «Волга» ГАЗ-21, на которой Деточкин ушёл от погони в фильме «Берегись автомобиля». Как же они там могли разместиться? Очень просто, ведь речь идет о коллекции моделей автомашин в масштабе 1/18, которые предоставил музею частный коллекционер Андрей Желтов. Хозяин коллекции рассказал о своей страсти к машинам, начавшейся еще в детстве, и поделился мыслями об автомобилях сегодняшнего дня. - Когда вы стали коллекционировать модели автомобилей? - Знаете, роль коллекционера я на себя примерил еще в четыре года. Тогда мы с мамой пошли в магазин, и я увидел на полке игрушечный самосвал. Я прямо от него не мог отойти. Мама увидела, что мне он так понравился, и купила его. Это был Камаз-5511, и его можно увидеть на этой выставке. - А тогда для вас это была обычная игрушка или что-то большее? - Наверное, что-то большее. Знаете же, как мальчики играют в песочнице с машинками? У нее колесо отвалилось, а ему и дела нет, он играет дальше. Такого я даже в 4 года не понимал. Я подходил и укоряюще говорил, что машинку нельзя без колеса оставить и надо ее чинить. А мальчик махнет рукой и давай ее дальше доламывать. Я не такой был. Для меня главное было вдуматься, понять и разобраться. - И когда ваше увлечение приобрело такой масштаб? - Так как я рос в 80-е, коллекция пополнялась только российскими моделями. А с 93 года наконец появилась возможность покупать иномарки, которые мне нравились куда больше. И с тех пор всё пошло-поехало: модели, автомобильные журналы, книги… Постепенно это вылилось во что-то большее, чем хобби. - И как же вы сами собрали столько редких моделей? - Не могу сказать, что делал это в одиночку. Как только близится какой-нибудь праздник, мои друзья бегут искать мне новую модель. Людям со мной очень легко в этом плане. Никогда не мучает вопрос «что же подарить». Им, конечно, приходится побегать, но они все равно довольны. Например, моя мама помогала мне оформить эту выставку. Она сделала дизайн оврагов и мостов, на которых мы разместили экспонаты, она поставила макет Эйфелевой башни около французских моделей. - Что же, все ваши близкие вас поддерживают в этом? - По-разному. Вот, мой отец, например, считает, что такое увлечение – это бессмысленное излишество. Это только захламляет квартиру, а коллекция автомобилей – всего лишь гигантский пылесборник. Непонятно, зачем она нужна. Но это же его понимание, каждый воспринимает это так, как ему угодно. А что касается мамы, ей огромное спасибо за то, что поддерживает все мои начинания. - А каким экспонатом вы гордитесь больше всего? - Мне очень нравится Lexus из фильма «Особое мнение». Внешний вид машины был разработан дизайнером Харальдом Белкером специально для Тома Круза. Это красный концепт, работающий на топливных элементах. Он олицетворяет собой автомобиль будущего, ведь по сюжету его создадут только в далеком 2054 году. Я пытался заказать его через интернет, но продолжительная борьба с почтой так и закончилась ничем. Так что его привезли мне из Чехии друзья. - Какие машины вам нравятся? Итальянские, может быть? - Если и есть стереотип, что итальянские суперкары – это эталон автомобильного мира, то я его не разделяю. Я недаром назвал свою выставку «Время. Гармония. Скорость». Гармонии в огромных, непрактичных и неприменимых в повседневной жизни итальянских машинах маловато. Надежность есть у немцев, шведов и, конечно, у японцев. - А для вас скорость машины имеет большое значение? Как вы думаете, машины будут продолжать становиться быстрее и быстрее, несмотря на то, что лимит скорости передвижения в городе не позволит ее использовать? - Нет, мне кажется, в этой сфере автомобилестроение уже дошло до своего пика. Необходимо предлагать что-то новое. Конечно, есть Bugatti Veyron, на котором можно разогнаться до 430 км/ч, но кто из нас будет передвигаться таким образом ежедневно? Это только дорогая игрушка. Что касается внешнего вида, то придумать что-то кардинально новое практически невозможно. Можно без конца мечтать о том, что машина должна взлетать в воздух и огибать таким образом пробки, но это пока неосуществимо. Дело не только в создании машины. технически на это способной. Ведь придется менять ПДД и подготовить к этому мышление людей. Так что единственный путь, по я вижу путь развития, - это экология. К ней уверенно стремятся, например, производители японских машин. Пока что не приходится говорить и об электромобилях, потому что в России их попросту негде зарядить. Не станем же мы всем миром ездить в Москву на Тверскую к единственной станции, приспособленной к этому. Я считаю, что будущее за гибридами, такими, например, как Nissan Altima Hybrid. Такой мотор является наиболее чистым из всех доступных вариантов. Тенденция «озеленения» автомобильной индустрии будет развиваться и дальше, создавая всё более безвредные для окружающей среды двигатели, машины, расходующие меньше и меньше топлива на километр пути.